Тукша-Водлица
"Снег и лёд-это тоже вода".
Дед Щукарь: "Весенние сплавы".
Пеше-водный поход по Вепсовской возвышенности.
Сезонность: май. В конце паводка (30 апреля - 4 мая).
Протяженность сплава: 67 км, из них 12 км против течения. Протяженность пешей части 23 км.
Категория сложности н/к. Техническая сложность сплава 2-3 КС, пешей части 2 КС.
Маршрут: ст. Подпорожье - с. Игнатовское - р. Тукша (12 км вверх по течению) - Корбозеро - волок 23 км (г. Мальгора 304 м.-Торозеро) - р. Робрека - оз. Длинное - Павшозеро (сплав 15 км) - р. Водлица (сплав 40 км) - мост автотрассы Вытегра-Подпорожье.
Маршрут проходит по Вепсовской возвышенности на границе Ленинградской и Вологодской области, включает подъём по р. Тукша (бассейн р. Оять), перевал через водораздел и сплав по р. Водлица (бассейн Онежского озера).
Несмотря на небольшую протяжённость и короткие сроки, он не может быть рекомендован как ПВД на майские праздники. По насыщенности и сложности препятствий такой маршрут больше соответствует ключевому участку пеше-водного похода 2-3 КС по северу Европейской части России. Интересные объекты:
- На р. Тукша выше с. Игнатовское маловодная крутопадающая шивера 2-3 КС длиной 4 км.
- Корбозеро (вепс. korb - глухой лес )-давний уфологический объект.
Ссылка:
http://gekata-tv.com/nepoznannoe/288-2011-11-16-02-47-08
В настоящее время выемка сильно заросла и скрыла следы катаклизма. В 1 км к СВ есть ананогичные образования на (П) берегу ручья, о которых нигде нет упоминаний.
- г. Мальгора (304 м)-высшая отметка возвышенности, на 50 м поднимается над уровнем близлежащего озера. Северный склон круто (35-40 градусов) спускается к озеру, вершину и склоны покрывает густой еловый лес. Есть заросшие вырубки. К югу от неё из нескольких мелких лесных озёр начинается Робрека. Истоки маловодны и непроходимы из-за лесных завалов. Сплав можно начинать от крупных озёр, расположенных в 10 км южнее. Выйти к ним можно по лесовозной дороге, идущей по водоразделу восточнее г. Мальгора.
- Длина р. Водлица 47 км. Это одна из самых крутопадающих рек региона, вероятно самая сложная в Вологодской области. Протяжённость спортивного участка 40 км. Основное препятствие - шивера длиной 8 км, в её средней части на 5 км река падает на 100 м! Опасность представляют нависающие деревья и прижимы на поворотах, завалы в протоках у левого берега. Проходимость зависит от уровня воды. Сложность 2 КС, 2(+) на пике паводка.
Дневник похода.
День 1: 30 апреля 2014 г.
Поезд прибывает в 6-30 на станцию Подпорожье. Уже заказано такси (+7(921)596-211-52, Михаил). Переезд занял чуть больше часа, и я стою на берегу р. Тукша - притока р. Оять в п. Игнатовское. Раннее тихое утро. Спокойная река шириной до 10 м. Основной паводок в этом году уже прошёл, вода упала на полметра.
Мой путь идёт вверх по течению. По правому берегу реки проложена сухая хорошая лежнёвка, эта дорога пересекает заболоченный Матручей и через 15 км выходит на Корбозеро.
Буду подниматься по реке, хочу посмотреть шиверу. Надуваю "Щуку-2" и начинаю подъём. Первые 2 км сложностей не вызывают, река медленно течёт в низких берегах, лежнёвка тянется вдоль реки. Выше впадения притока Матручей (П) дорога уходит от реки, а сама река здесь выходит из долины с высокими лесистыми склонами. Сразу усиливается течение и после первых перекатов становится ясно, что на вёслах не подняться.
Проводка тоже быстро закончилась - глубина реки больше 0,5 м, вдоль берегов крупные валуны. Вскоре они появляются и в русле, выше начинается непрерывная шивера.
Река маловодна, пик паводка уже прошёл. По правому берегу сохранились колеи заросшей дороги, идёт плохая тропа, местами заболоченная. Тяну лодку волоком по тропе, просматриваю шиверу. Появляются интересные участки.
Через 2 км от начала шиверы открывается 500-метровый водоём - Ламбозеро. Проплыть по нему не удаётся - берег заболочен и густо на всём протяжении зарос кустарником. Выйти к воде можно только в верхней его части. Здесь стоянка рыбаков. Дорога переходит вброд на левый берег и уходит от реки. На правом берегу участок лесоповала, тропа выше озера под ним теряется. Использую лодку, из (Ю) конца озера через невысокую гриву переваливаю на реку в обход лесоповала. На реке снова начинается шивера, и чем дальше - тем сложнее. Уклон реки достигает 15-17 м/км, появляются пологие "горки", где струя сжимается до 3-4 м и продирается среди довольно крупных обливняков.
Река размывает морену, оставшуюся после великого оледенения, окатанные валуны выстилают берега и дно реки. Некоторые участки тянут на 3 КС. Уклон больше, чем в шивере Ащины и камни лежат плотнее. Не могу отказать себе в удовольствии пройти отдельные участки шиверы.
С чалкой большие трудности - крупные окатанные камни не дают пристать к берегу. Один раз пришлось сплыть почти на сотню метров вниз и выбрасываться на травянистую отмель. Такое случалось со мной на р. Ванч и вообще характерно для ледниковых рек Памира, но ведь здесь Ленинградская область. Продолжаю подниматься дальше по тропе правого берега. Прохожу озеровидное расширение, выше которого большое дерево в шивере перекрывает всю ширину реки.
Очень опасный завал. Его обнос потребует обойти весь сложный участок щиверы - 200 м. Выше уклон уменьшается и шивера становится проще, река расширяется до 8-10 м. Через 1,5 км выхожу на дамбу разрушенной плотины, сквозь которую Тукша пологим сливом высотой 0,5 м сливается из Вяльозера.
Вяльозеро - неширокий водоём длиной около 2 км. Северный берег низкий и заболоченный, ЮВ и Ю берега - сухие и высокие. Здесь с Ю подходит лесовозная дорога из п. Игнатовское. По ней пришли на озеро рыбаки и теперь с удивлением смотрят на меня. Дальше вверх по реке подниматься не советуют, много завалов. По протоке до Корбозера остаётся около 3 км, перепад уровней небольшой. Я решаю рискнуть. Прохожу 1 км по спокойной реке и вот они, завалы. Река шириной 8 м сильно петляет в заболоченном ельнике, поваленные деревья лежат через каждые 10 м. Где-то удаётся подлезть под ствол, где-то перевалить поверху. Всё чаще приходится выбираться на берег и делать многометровые волоки в обход скоплений упавшего леса. Через 3 часа выхожу к мосту лесовозной дороги. Перед ним справа впадает приток Ченжа, по размерам равный Тукше. До Корбозера по реке меньше 1 км, но река теряется в болоте и лесных завалах. Пытаюсь по Ченже выйти к дороге, ведущей на Корбозеро. Завалов не меньше, скорость движения 100 м/час. Извилистая речка с крутыми глинистыми берегами совершенно непроходима. Лодку на дорогу выволакиваю через лес. Дорога - бывшая лесовозная из п. Игнатовское на Корбозеро. Сейчас не используется, местами завалена. Есть тропа, по ней ходят рыбаки (5-6 часов хода). Они поддерживают в жилом состоянии избушку на месте бывшей деревни Ентино на берегу Корбозера. Сдуваю лодку, собираю рюкзак и через 1,5 км по дороге я выхожу к берегу Корбозера. Подъём по реке занял 11 часов.
Выводы: От п. Игнатовское до Корбозера 15 км, можно пройти по дороге за 5-6 часов. Начинать сплав от Корбозера (и выше) по Тукше не стоит из-за завалов. Спортивный участок реки начинается от Вяльозера, куда можно пройти от посёлка по лежнёвке (П), а затем по тропе правого берега вдоль шиверы. Река по водности и ширине вдвое уступает Ащине, но некоторые участки шиверы сложнее из-за большего уклона и множества крупных камней в струе, особенно на пике паводка. Вероятно на всех притоках р. Оять это самое сложное препятствие.
День 2: 01 мая 2014 г. Корбозеро - г. Мальгора (304 м, н/к). Пешая часть - 7 км.
Полуднёвку посвящаю окрестностям озера. Длина озера 1200 м, а не 600, как в описаниях на сайтах уфологов. Выход из озера забит сваленным бобрами лесом.
На всех возвышенностях окопы, противотанковые рвы, ямы от землянок и блиндажей. Здесь было остановлено наступление немцев.
Бывшая деревня на (С) берегу тоже вся перекопана. Дорогу, уходящую на север, пересекает противотанковый ров длиной 600 м и глубиной 3-4 м.
Он окружает возвышенность, на которой стояла деревня, прикрывая её с севера. Видны остатки строений, попадаются сломанные лопаты, разбитые чугунные горшки. Земля нашпигована металлом. На берегу озера яма неправильной формы с рваными обрывистыми краями, заросшая ольхой.
На дне ямы пологие бугры из смеси глины и песка. Типичный след оползня. Выше ямы по склону на месте бывших огородов провальная воронка, куда скатывалась вода.
р. Тукша впадает у (В) края озера заболоченной протокой шириной 5 м, сильно заваленной лесом.
В этом месте я сдуваю лодку. Собрав рюкзак, начинаю движение вдоль правого борта долины на (ЮВ).
Перехожу Кондиручей ( вепс. kondi - медведь) шириной 3 м по бревну и двигаюсь вверх вдоль его левого берега. Начинается подъём в тёмном еловом лесу. Ручей шумит глубоко сбоку, через 2 км местность выполаживается, заболоченные участки чередуются со старыми заросшими лесосеками. По визирам проходят старые лесовозные дороги, теперь сильно заросшие. В месте поворота ручья на (СВ) оставляю его и дальше иду по водоразделу 3 км до глубокого оврага, в котором течёт узкий полноводный Мальручей. По его правому берегу есть следы колеи, ведущей на вырубку перед Мальозером. Вырубка упирается в небольшое болото, густо заросшее кустарником. Перехожу Мальручей, поднимаюсь на его левый берег. Пересекаю уходящую на (Ю) старую лесовозную дорогу. Здесь участки ельника чередуются со старыми вырубками, много густых зарослей и завалов. Идёт набор высоты, но никаких признаков г. Мальгора. Попадаются острова снега глубиной по колено, хотя в этом году внизу он сошёл уже в марте. Пересекаю полукилометровое верховое болото. Оно ещё не разморозилось, промёрзший мох легко выдерживает мой вес. Попадаются ягоды прошлогодней брусники и клюквы. Пробившись сквозь очередные еловые дебри, выхожу на лесовозную дорогу, ведущую в сторону Шимозера. На север дорога упирается в г. Мальгора.
С обеда небо заволокло тучами, начинает сеять мелкий снег. На открытом месте дует холодный северный ветер. Мальозеро с его заболоченными и подтопленными берегами выглядит неприветливо. Места для стоянки тут нет. Выбираю место в лесу южнее г. Мальгора. Ставлю палатку.
За оставшееся время успеваю подняться на вершину горы. Она сотоит из нескольких бугров, вытянута в широтном направлении и круто по-карельски спускается к Мальозеру. Никаких скал и осыпей, просто крутой склон, покрытый еловым лесом.
На (В) ближе к дороге заросшая вырубка. На вершине горы тригапункт, обзор закрыт деревьями, иногда в просветах проглядывает мутное от непогоды озеро. Возле вершины попадаются крупные медвежьи кучи, из-за оттепели медведь проснулся рано и вынужден питаться прошлогодними ягодами. Травы и муравьёв ещё нет. Ходит голодный. Пока я изучал его меню, Топтыгин спустился вниз и из тамбура моей палатки утащил мешок с обеденными перекусами. Разорванный мешок с обрывками фольги я нашёл в 100 м, пройдя по следу. Сыр пармезан, копчёную колбасу и шоколад он успел сожрать. Пришлось пошуметь, чтобы обеспечить себе спокойную ночёвку. Но погода распорядилась иначе...
Всю ночь шёл снег. Крыша и стенки палатки провисли. Внутри тепло и сухо, а снаружи росли сугробы. В очередной раз сбрасывая с крыши пласты снега, я понял, что придётся менять маршрут. По лесовозной дороге выходить в п. Горнручей в среднем течении р. Водлица, а из него с лодкой налегке подняться вверх по реке. Заодно просмотреть шиверу.
3 день: 02 мая 2014 г. г. Мальгора - п. Горнручей. 18 км по дороге.
Будет интересно. С таким настроением я вышел в зимнее утро.
Меня встретил заснеженный лес. Все цветы и травы под снегом. Троп нет. За ночь выпало 15 см снега, он продолжает падать и конца этому не предвидится. На дороге свежие колеи автомобиля. Начинаю двигаться по ним. Снег мокрый, в колеях вода, но скорость движения много выше, чем в лесу. До посёлка 18 км. Надеюсь, в такую погоду рыбаки начнут возвращаться с озёр. Через час (3,5 км) меня подбирает УАЗ, идущий в Горнручей (вепс. horm - здоровый мужчина с тяжелой поступью) с Саргозера . Рыбаки - местные жители побросали на озере средства лова и едут отогреваться в баню. Я с удовольствием к ним присоединяюсь. Ехали часа полтора. Дорога - 2 колеи из бетонных плит, между ними широкий просвет. Всё под снегом. Если колесо сползает с плиты, машина застревает, иногда разворачиваясь поперёк дороги. К счастью, водитель собаку съел на таких Вологодских дорогах. А других здесь нет, есть только хуже - настоящие лесовозки, разбитые гусеничными тягачами.
В посёлке - встреча рыбаков с семьёй. Баня топится. Успеваем сходить на реку, посмотреть мой завтрашний путь. Водлица широкой петлёй огибает п. Горнручей. Здесь в неё впадают 3 крупных притока (П), река шириной 20 м быстро течёт в высоких берегах. Горнручей возник после войны, как посёлок леспромхоза. Финские домики на 2 семьи, население пёстрое. Вепсы из окрестных деревень, много было приезжих. Теперь все перемешались и породнились между собой. Сейчас работы в посёлке нет, уезжают в города на вахту.
Еловые леса окружают посёлок со всех сторон. На окраине всюду медвежьи следы. Весной медведи таскают собак, а лисы - домашних кошек. Когда шли вверх по реке, дорогу в 100 м впереди пересёк медведь. Он кормился на речной террасе, где трава начала вытаивать из-под снега. Здесь на высоте 80 м над уровнем моря его выпало гораздо меньше, чем на возвышенности под г. Мальгора.
Успеваю посетить местный магазин. Дальше - традиционно, баня, водка...
День 4: 03 мая 2014 г. Шивера р. Водлица.
Утром рыбаки собирались за рыбой, но уже никуда не поедут. А я налегке с одной лодкой за плечами иду вверх по реке. Чтобы выйти к истоку Водлицы, можно проехать 8 км по дороге на (З) и свернув на (Ю), пройти ещё 8 км до Павшозера, минуя лесные завалы.
А я иду вдоль реки. Выше моста лесовозной дороги через Водлицу вдоль левого берега тянутся заброшенные огороды. Есть тропа. Она тянется вверх по реке около 3 км. Здесь заканчивается шивера и находится "Большой камень" - 3-х метровый валун тёмного цвета лежит у места, где сливаются 3 бурные протоки, образуя сбойки над омутом.
Это хоршее место для ловли форели. Выше начинаются высокие берега, но пару километров ещё можно пройти вдоль русла реки.
Здесь она течёт с большим уклоном, иногда распадаясь на протоки. Как правило, под левым берегом они завалены сильнее, к снесённым паводком деревьям добавляются упавшие с коренного берега во время недавнего лесоповала. Река в шивере расчистила основное русло, но берега завалены. Это сильно затрудняет продвижение. По пути обращаю внимание на лежащее в струе дерево (можно перепрыгнуть),
Выше расположен сплошной завал, из-под которого вода вырывается мощным бугром. Настолько велик перепад уровней.
Перед ним крутится улово, достаточное для разворота группы. Обнос нужно начинать заранее, уходя в маловодную правую протоку в 100 м выше завала. Ориентир- красный 2-х метровый песчаник, лежащий в русле реки.
Он хорошо виден с наплыва, а вот сам завал не просматривается. Выше к реке подходят косогоры с песчаными и глинисто-щебенистыми обрывами. Приходится карабкаться вверх.
На повороте в таких местах сильная струя и скопления крупных камней. По верху оврага идти труднее. Бурелом, значительные перепады рельефа. Иногда просматриваются старые колеи дороги, идущей вдоль реки. Они пропадают под завалами. В лесу выше 200 м остался снег от прошедшего снегопада.
Верховые болота ещё не размёрзлись и хорошо держат. Вдоль реки по берегам тянутся наледи. Берега постепенно начинают понижаться. Появляются длинные прямые участки, где река течёт мелководной шиверой. Чем выше, тем она становится проще. Вскоре появляются отдельные участки быстротока, и после нескольких затяжных перекатов река уже спокойно, но быстро течёт в крутых берегах, покрытых еловым лесом. Появляются деревья, лежащие поперек реки. В основном, это крупные берёзы и осины. Завалов немного и они проходимы. Выше одного их них в районе горизонтали 200 м начинаю сплав. 8 км по реке - 5 часов подъёма.
Стартую с левого берега. Разгруженная "Щука" быстро скользит вниз по реке. Мелькают крутые откосы, на преодоление которых было потрачено столько сил. Паводок в этом году низкий, но свежий снегопад добавил воды. Перекаты сменяются сплошной мелкой шиверой. Воды вполне достаточно, чтобы огибать отдельные крупные валуны.
Камни окатаны ледником и даже при попадании на них не повреждают оболочку судна. Невысокий песчаный обрыв (П), под которым собирается мощная узкая струя, служит началом основной части шиверы.
Уклон возрастает, камней становится больше. Кажется, река могла бы течь намного быстрее, но ей мешают камни. На поворотах собирается сильная струя, за крупными валунами стоят небольшие бочки.
Повороты плавные, сложных прижимов нет. Слева и справа косогоры заканчиваются обрывами высотой 30-35 м. Под ними в узкой струе много камней и сплав становится интересным. Стараюсь избегать левых проток. Спокойных участков в шивере нет, но почти везде можно пристать к берегу или выброситься на мель. Овраг широкий, светлый, залитый солнцем. По берегам из-под снега оживает трава. Вскоре вижу слева в протоке красный песчаник и ухожу от него в правую мелкую протоку. Проводка 100 м. Ниже прыгаю через дерево в струе, почти не задевая его.
После левого поворота появляется "Большой камень". Шивера пройдена. Но расслабляться рано. Река с большим уклонам разбивается на быстрые протоки, многие перекрыты завалами. Нужно останавливаться и просматривать проходы.
Иногда чисто пройти не получается, приходится вылезать из лодки и перетаскиваться в другую протоку. На левом берегу начинаются огороды и впереди виден мост лесовозной дороги. Довольно низкий, 0,6 м над уровнем воды. Течение под ним спокойное. За мостом река делает плавные петли, огибая посёлок Горнручей. Справа один за другим впадают 3 крупных ручья, река расширяется до 20 м и быстро течёт в крутых берегах, поросших кустарником. Долго тянется несложная шивера. Под линией ЛЭП река снова подходит к домам посёлка. Весь сплав занял 1 час.
День 5: 04 мая 2014 г. Река Водлица- д. Патракеевская (Ниж. Водлица) 30 км.
На следующий день, переночевав в посёлке, отправляюсь дальше вниз. Перекат сменяется участками быстротока, снова начинается длинная простая шивера. Такой характер река сохраняет до д. Тарасьевская, где лес отходит от реки и начинаются луга. Сюда по (Л) берегу подходит дорога из Ниж. Водлицы (Патракеевская на карте). До деревни Анхимовская на реке плёсы, русло сильно петляет в высоких берегах. Деревни полузаброшены, многие дома разрушены. За Анхимовской снова начинаются леса, косогоры подходят вплотную к реке, иногда образуя песчаные и глинистые обрывы. Снова появляются длинные перекаты, а перед ур. Инюковское довольно бурная шивера длиной 400 м (КС-2).
В её средней части по крупным валунам левого берега скатывается бурный ручей.
Ниже шиверы по 200 и 300 м на поворотах реки. Высокие лесистые берега, быстрое течение, многочисленные длинные перекаты в реке сопровождают до конца сплава.
На левом берегу на повороте сплошная лесосека от деятельности бобров. Огромные осины и березы повалены на протяжении сотни метров.
Ниже бобровая плотина через всю реку, в паводок над ней пологий водослив. Вскоре открывается просека с металлическими опорами ЛЭП и река длинным плёсом подходит к д. Патракеевская. Ниже на реке до моста в д. Ниж. Водлица мелкие перекакты.
Дорога Р-37 пересекает реку. Уехать можно автобусом Вытегра-СПб или попутным транспортом. Меня встречает такси из г. Подпорожье (+7(921)596-21-52, Михаил).