Псковская область, река Великая.
Весенний сплав на надувной байдарке "Щука-3". Категория сложности - 2. Протяженность сплава 197 км (оз. Вяз - г. Опочка). Продолжительность 20-26 апреля 2021 г (6 ходовых дней).
Весенний сплав по верховьям р. Великой давно меня привлекал. Не так много в Европейской части России найдется рек с полноценной 2 кс. Ограничивали условия - большое количество озер на маршруте (свыше 20 - в позднюю весну лед на них может стоять до середины апреля) и водохранилища 3-х действующих ГЭС, каждое больше 10 км, мешающие спортивному сплаву и снижающие скорость прохождения. Также требовалось время на расчистку порога Мельничный в районе бывшей д. Фёкина. Альтернатива расчистки завалов - обнос всего интересного участка - 700 м.
Река Великая начинается на Бежаницкой возвышенности в Псковской области, огибает её с юго-запада и поворачивает на север, впадая в Псковское озеро ниже г. Псков. Весь маршрут может составить 400 км, но плыть ниже г. Опочка неинтересно, берега безлесые, река петляет в широкой пойме, спортивных препятствий нет. Удобно, что через автостанцию г. Опочка идёт прямой проходящий автобус до Москвы из Пскова.
Бежаницкая возвышенность в южной части, где начинается р. Великая, имеет выраженный ледниковый рельеф. Лучше всего сохранились морены, озовые гряды и камы после 2 стадий последнего Валдайского оледенения, а также береговые террасы в виде пологих ступеней после отступания обширного озера, подпруженного тающим ледником. От него осталось громадное количество озер (река протекает через 20) и заболоченных котловин. Прорывая морены и валунные отложения в промежутках между озерами, река образует протяженные шиверы с крупными одиночными валунами в галечниковом русле. В верховьях на каждом межозерном участке в 5-6 км она теряет 12-15 м высоты, а на 300 м порога Мельничный падает на 12 м.
Наличие больших озер в верховьях реки (оз. Вяз, оз.Ходжо) регулирует сток, поэтому на реке нет бурных весенних паводков, очищающих русло реки от упавших деревьев и собирающих их в мощные завалы. Узкое русло в верхнем течении на всем протяжении сильно замусорено стволами упавших деревьев и ветками кустов. Зато вода чистая и прозрачная, никакого чайного торфяного оттенка.
Поздняя стадия Валдайского оледенения оставила широко распространенную красно-бурую морену (валунный суглинок). На протяжении обеих стадий оледенения в пределах Бежаницкой возвышенности происходило образование участков озерно-ледниковых камовых песков с гравием и галькой. Вдоль восточных краев возвышенности встречаются пески и глины, отложенные на дне ледникового водоема, омывавшего холмы после таяния ледника. Восточная часть района сложена озерно-болотными отложениями, которые накапливались в огромной озерной чаше, занимавшей эту территорию в послеледниковое время.
В геоморфологическом отношении возвышенность представляет собой чередование холмистых участков, плоских и полого-волнистых поверхностей и озерных котловин. Центральная часть возвышенности занята плоскими поверхностями, лежащими на высоте около 250 м. Последние круто обрываются к окружающей местности. Плоский характер поверхности нарушен озовыми грядами, по которым проходит дорога со ст. Насва. Здесь же по границе района протекает река Великая в узкой, глубоко врезанной и слаборазработанной долине, лишь местами имеющей вид озеровидных расширений в заболоченных котловинах. Береговая надпойменная терраса часто отсутствует, сами берега выложены валунами, русло галечниковое или песчаное. Севернее Великой в пределах возвышенности полого-волнистый рельеф представляет собой чередование понижений и плоских возвышений с амплитудой высот 30-60 м. Между озерами холмы и котловины чередуются беспорядочно, выделяются группы камов (отм. 229,8 м вблизи оз. Б. Острие и др.) На юго-востоке возвышенность имеет ступенчатый, крутой, прорезанный долинами склон. Здесь лучше всего выражены террасы озера, существовавшего после таяния ледника к востоку от возвышенности. Террасы шириной от 35 до 1 000 м располагаются ступенями высотой 10-25 м, они осложнены камами и озами.
Таким образом, настоящих порогов в верхнем течении реки Великой нет, а есть протяженные крутопадающие шиверы, образованные валунным материалом. Так называемые "пороги" носят антропогенный характер, это гряды валунов на месте бывших мельничных плотин и мостов.
На участке карты 1929-31 гг видно, что местность между оз. Ходжо и Бол. Острие была плотно заселена и современные препятствия на реке соответствуют хозяйственным объектам.
Коренные породы выходят на поверхность только у г. Псков, это т.н. "Выбутские пороги" на Великой, выше они погребены под мощным слоем четвертичных отложений.
Участок верхнего течения (оз. Вяз - оз. Черное, ихтиологическая станция, 50 км): протоки в озера заросли камышом, с наплыва не просматриваются, чтобы не путаться в заливах необходима подробная карта. Река в межозерных промежутках узкая (2-5 м), извилистая, сильно замусорена упавшими деревьями и ветками кустов. Течение быстрое, местами бурное, протяженные мелкие перекаты.
Основные препятствия: сливные трубы под мостами дороги д. Вяз - д. Садиба (осмотр), сплавина на входе в оз. Ходжо (ширина извилистого русла 1 м), остатки мельничных плотин, в том числе порог Мельничный (Грым) 3 КС.
Участок среднего течения (ихтиологическая станция - г. Опочка): русло расширяется до 10-15 м и более, в завалах ниже ихтиологической станции видны следы старых пропилов. Уровень воды в оз. Верято поднят плотиной, в заливах опасны для днища лодки острые пни затопленных деревьев. Движение по карте, между островами участки открытой воды не превышают 1-2 км, поэтому нет большой волны несмотря на обширную площадь водоема. Обнос плотины ГЭС у с. Копылок через дорогу с интенсивным движением (ходят лесовозы). Длинная шивера от д. Высоцкое до Поддубенской ГЭС, участок в районе плотины без расчистки завала - 3 КС, для осмотра чалиться заранее к правому берегу, не доходя до плотины.
Ниже моста шоссе Пустошка-Опочка сосновые боры, стоянки с песчаным выходом к воде (п). Остатки старой плотины перед оз Езерище затоплены, чистый пологий слив. В районе впадения р. Аллоль красивые сосновые боры на высоких берегах. В русле протяженные перекаты и несложные шиверы. Во влажных низинах встречается черемша (л). Сама р. Аллоль, несмотря на красивое название, сильно замусорена кустами и упавшими деревьями и для сплава не рекомендуется.
Разливы Максютинской и Шершеневской ГЭС. Обе действующие, есть тропа обноса. Ширина водоемов 100-200 м с озеровидными расширениями, длина 10-12 км, первые 5 км ощущается течение. Много заливов, нужна карта.
У д. Заверняйка мощная шивера с крупными обливными камнями и валами 0,5 м, 2 КС. Первый пологий слив через всю ширину реки над остатками мельничной плотины.
Разлив у Шальской ГЭС 12 км, обнос плотины. Перед г. Опочка лес отходит от реки, петли в луговой пойме, значительная населенность, стоянки заняты автомобилями и рыбаками, как по всему среднему участку реки летом и в майские праздники. Перед г. Опочка новый мост объездной дороги, ниже перекаты и пологие сливы на месте разрушенных мостов. Выход к автостанции (п) перед поворотом реки налево, ниже второго моста, до а/станции 1 км.
Дневник похода.
День 1: 20.04 2021 г
Поезд прибыл на вокзал г. Великие Луки в 7-00. Нет смысла ждать рейсового автобуса до Насвы. Такси за 2 часа довозит меня до д. Вяз, 80 км. В истоке из оз. Вяз река сильно заросла кустарником, поэтому после деревни прохожу по дороге на юг, в сторону д. Садиба, до конца кладбища и сворачиваю направо к реке. Она в этом месте напоминает быстрый прозрачный ручей шириной 2-3 м, глубиной по колено, с большим количеством упавших стволов в русле. У конца кладбища остатки плотины, в русле подпорная стенка и водослив высотой 1 м, ниже которого река растекается по каменной россыпи. Общий перепад больше 2 м.
Слишком мелко. Чтобы не делать обнос, стартую ниже слива. Быстрое течение, пролазы и прыжки через бревна, расчески - очень напряженный сплав. Вдоль левого берега идет дорога в д. Садиба. Вскоре она переходит на правый берег. В качестве моста в русле лежит труба большого диаметра.
Проход чистый с перепадом 0,5 м, ниже моста концентрированная струя пересекает улово и бьет о выступ противоположного берега. Часть её закручивается в улове, а половина уходит вправо. Место опасное, хотя подобные препятствия нередко встречаются на реках. Каркасные байдарки здесь не успевают развернуться и бьются бортом о береговой выступ. Для поворота маневренной "Щуки" здесь достаточно лишь сильного крена внутрь поворота. В 1 км ниже похожее препятствие габаритное по ширине - дорога возвращается на левый берег, в русле 4 бетонные трубы диаметром 1 м, с перепадом 0,3 м. Здесь нет такого концентрированного слива, мощь реки ослаблена, но на выходе ниже моста замечаю ствол в русле. Поэтому прохожу через вторую справа трубу и все равно еле успеваю уйти от столкновения. Ниже второго моста дорога уходит от реки и вскоре начинается залив оз. Ходжо. Он перекрыт огромной сплавиной. Река образует протоку шириной 1 м и глубиной до 2 м, петляющую в зарослях тростника около 200 м. Выход из озера также скрыт в тростниковых зарослях.
Река вначале спокойно извивается в высоких земляных берегах (в этом месте на старых картах обозначена деревня). Остатки каменного моста подпруживают реку. Пологий слив через валуны с перепадом 1 м полностью перекрыт деревьями.
Справа простой обнос. Разбор завала трудоемок. Ниже серьезных препятствий нет, перекаты и деревья в русле. За мостом у бывшей деревни Фёкина шивера длиной 150 м, привлекателен слив в её средней части. С целью тренировки перед порогом "Грым" для его прохождения очищаю русло от поваленных деревьев.
На левый берег перехожу по мосту. Последний ствол упускаю, и он полностью перегораживает тот самый слив, намертво застряв в завале. Приходится лезть на завал, снова вытаскивать ствол на берег. Решаю убрать ещё пару веток, спускаюсь ниже завала. Он всплывает, движется на меня, и приходится забираться на плывущие бревна. Так и плыву метров 15, пока пока он не рассыпается на следующем перекате. Благо, глубина всего 0,5 м. Ниже шиверы река долго петляет по мрачному болотистому лесу. Бобровые плотины зияют широкими проходами. Справа подходит русло правого притока. В стоячую воду удобно зайти для чалки к правому берегу. Впереди уже видны 2 первых слива порога Мельничный.
Сплав от д. Вяз до пор. Мельничный занял 3,5 ходовых часа. Вышло быстрее, чем я планировал, пользуясь лоцией для меженного уровня воды для каркасной байдарки. Палатку ставлю на песчаной гриве правого берега, поросшей молодыми соснами. Место сухое и защищено деревьями от ветра, который к вечеру становится холодным. Температура воздуха +15, но к утру упадет до 0. Ниже моего лагеря по краю оврага идет заросшая дорога на бывшую мельницу. Остались поляны и две квадратные ямы на краю оврага. Глубина его метров 20, склоны заросли ольхой и вербой, глинистый склон сочится водой. Порог (точнее длинная шивера в месте прорыва ледниковой морены) сверху не просматривается, нужно спускаться.
Сливы перегорожены хлыстами, ниже река также сохраняет большой уклон и прыгает через крупные бревна. Прикидываю объем работ по расчистке. Есть топор, складная пила и завтрашний день, посвященный этому препятствию. Вечером по дороге выхожу в поле у бывшей д. Фекина. Нужно перейти разрушенный деревянный мост через ручей, через 300 м пересечь размыв следующего притока, текущего по краю поля. Его пересекает линия низковольтной ЛЭП (север-юг), на север местность поднимается и и за полем в лесу следует крутой 20-метровый взлет на следующую террасу возвышенности. По краю террасы прослеживается заросшая линия окопов.
День 2: 21.04.21 г. пор. Мельничный - оз. Верято.
Утром на траве лёгкий иней. Спускаюсь к реке. Кстати, ночью шум воды совершенно не беспокоил, глубокий овраг надежно поглощает звук. Помня вчерашний опыт плавания на завале, каждый хлыст привязываю схватывающим узлом, потом распиливаю и с помощью веревки вытаскиваю на берег. Начинаю сверху со своего, правого берега. Первый ствол, третий ... восемнадцатый. Два крупных бревна пока пропускаю.
Учитывая большой объем работы, выпиливаю в завалах ворота по габаритам лодки. Берега круто обрываются в воду, дно сложено валунами. На выходе из оврага валуны в русле исчезают, но река несется через поваленные деревья. Приходится расчищать несколько проходов до поворота реки налево, где шивера постепенно заканчивается перед оз. Гнильце (1-е). По мелкому перекату перехожу на правый берег, и всё повторяется, только вверх по течению. Самый сложный участок в районе водопада. Здесь видимо и стояла мельница.
В русле остался огромный валун, который делит реку на 2 протоки. Выше валуна косая ступенька, с которой в левую протоку водопадный слив 1 м. Ниже ступеньки сильный бой в валун. На входе из воды торчат сучья, мешающие маневру. Правая протока прямая, на выходе разлив на левом повороте и слияние проток. Сразу крутая змейка с большим уклоном, и река ныряет под завал в узкий прижим у правого берега - второе ключевое место.
Предполагаю, что проходить буду в 2 этапа. Сначала верхние сливы, где река разгоняется в узком каменном желобе и обход водопада по правой протоке (большой риск при заходе на водопад заклиниться в пенной яме перед валуном), принудительная чалка перед слиянием проток (здесь я оставил несколько хлыстов в воде, чтобы сесть на них) и после просмотра прохождение прижима и оставшейся части шиверы.
Пока обдумывал тактику прохождения, застрял в обломанных сучьях поваленной ели на левом берегу выше водопада, вывалялся в глине, вытаскивая очередной хлыст и, не долго думая, просто плюхнулся в очередное улово, где всю глину тут же смыло. Наконец поднялся до первого слива, где река ещё мирная и собирает весь мусор, текущий из болота. Глубину под завалом на фоне быстрого течения оценил по-колено, а пришлось переходить по пояс, с разбором ветвей. После холодной ванны как то сразу захотелось оказаться с веслом в пороге, без промежуточных перекуров. По правому берегу спустился к водопадной ступеньке и довольно быстро распилил большое бревно в правой протоке, которое тут же унесло. Бревно перегородило русло в 10 м ниже, образовав эффектный слив высотой 0,3 м.
На разгруженной лодке прохожу первый участок. Слив на входе простой - ворота в завале. Второй - каменная ступенька, на большой скорости нужно нырнуть под бревно, висящее в 1 м над водой (два других я распилил).
Сразу вторая ступенька, валы 0,6 м, поворот к водопаду и прямой выход в правую протоку, бурную, но безопасную. На выходе ожидаемо сажусь на оставленные хлысты. Всё получилось легко и быстро, ощущение спуска по желобу санной трассы.
Решаю сразу идти второй участок, вся река в памяти после разбора завалов. Тут же следует расплата. На треке перед прижимом цепляю носовой частью отмель правого берега. Лодка идет вдоль бревна завала поперек течения и почти лагом сваливается в ворота прижима. Спасает предельный крен на левый борт, днище хлопает по обрывистому берегу, чувствительный удар, и я в полупритопленном состоянии, зависнув с опорой на весло, вылетаю уже с другой стороны завала. А ведь можно было пройти чисто.
Прыжки через притопленные бревна на выходе уже воспринимаются, как спуск по лестнице. Скорость прохождения основного 300-метрового участка шиверы по траектории полета вороны (без учета поворотов русла) составила 15 км/час, время - чуть больше минуты. А на распил завалов и подготовку трассы ушло полдня. Так часто бывает на сложных препятствиях.
От повторного прохождения и катания решаю отказаться. Все-таки слишком много бревен. Снимаю лагерь, загружаю лодку и продолжаю сплав. После 2 разливов (1-е и 2-е Гнильце) - дествительно, это лужи круглой формы в камышах, сырые крутые берега, снова перекаты с лежащими стволами деревьев. На левом высоком берегу деревянная часовня (новодел) на месте бывшей заставы на торговом пути.
Шиверку под ней даже решаю осмотреть, слишком густо завалено и быстрое течение. Ниже деревянный мост, который положили поверх старого сгнившего. Здесь такое встречается повсеместно.
Озеро Бол. Острие, как и все последующие, позволяет избежать ветра и волны, укрываясь за островами. На выходе памятник погибшим в 1944 г при штурме высоты 229, 8 м. К нему вдоль берега есть дорога.
На склоне 2 яруса обороны, оплывшие окопы, следы блиндажей, на гребне позиции артиллерии. Штурмовать мшистый склон в лоб сквозь густой кустарник против подготовленной обороны по прозрачному весеннему лесу - естественно были потери.
На выходе из каждого озера в реке прибавляется воды. После ихтиологической станции в конце озера Черное обнос моста. Ниже в завалах уже появляются старые пропилы. На Мельничном не видел ни одного пропила, из чего следует, что полностью его не проходили достаточно давно. Да и сейчас, с появлением новых средств сплава, он проходим лишь для надувных судов и мелкосидящих каяков. Для каркасных лодок слишком мелко, а 2-местные катамараны не пройдут по габаритам.
Останавливаюсь на ночевку на левом мысу в начале оз. Бол. Острие. Погода портится, навстречу летит дождь со снегом. Спешу укрыться и переждать в палатке. Сосновый бор, стоянки с дровами в районе отм. 204,8 м, обилие лесных дорог. А что тут будет на майские...
День 3-й: 22-04 21 г. Оз. Верято - мост трассы М20.
Крупное озеро Верято легко проходится под прикрытием островов даже при встречном ветре. Следует идти вдоль правого берега до самого конца. Озеро подпружено плотиной ГЭС, в заливах могут быть пни погибших деревьев, сейчас залитые водой. Их острые концы, продубленые зимними морозами, очень опасны. Кажется, один я поймал в протоке между островами, судя по прибывающей в лодку воде. В конце озера на горе виден белый домик, описанный в лоциях. Скорее всего это заброшеная трансформаторная будка из белого кирпича или другое техническое строение. Вскоре справа открываются дома с. Копылок, тоже белого цвета. Мне дальше, до протоки под левым высоким берегом, перекрытой плотиной. Перед ГЭС ухожу в левый залив. В его конце короче обнос через дамбу. По ней проходит асфальтовая дорога, движение интенсивное, приходится стоять и ждать, как где-нибудь на Ленинградке. Пропустив целую колонну легковых машин, перехожу с лодкой и на встречной полосе чуть не попадаю под лесовоз. Водитель даже не тормозит - да и зачем?
Дальше озера, разливы, за Высоцким река входит в лес. Берега повышаются, и длинным перекатом река течет до самого Поддубья.
Здесь разрушенная плотина, которую река огибает справа. Перед плотиной уклон увеличивается, начинается интересная шивера. Настораживает, что за плотиной не видно русла реки, только высокий берег и стволы деревьев. Конечно не их верхушки, как за перегибом "Мамани", и не "Белые Столбы" р. Кулисмайоки, но стоит зачалиться к правому берегу и осмотреться. Возле плотины чалка будет очень сложной. Я понадеялся на большую воду, камни на повороте у плотины должны быть залиты, и уже начинаю жалеть, что пошел сходу. Перед плотиной река закладывает "змейку" с большим уклоном, прижимами и навалом на берега, а выход возле плотины неожиданно почти полностью перекрывает ольха, упавшая с правого берега. Нужно очень быстро уходить влево поперек струи, прижимаясь к самому бетонному основанию плотины, здесь есть метровый проход сквозь ветки. Маневр вполне тянет на 3 КС, хотя без завала - максимум 2. Вообще снизу к плотинам близко подходить не стоит, всегда может оказаться мощная донная струя из полуоткрытого шлюза, а то и пенный котел. Здесь по описаниям выход чистый. Действительно, ниже дерева за плотиной река растекается мирным перекатом.
Крупное оз. Ясское, затем Звериное с действующей турбазой "Аллоль" на левом берегу возле моста. По трассе М20 оживленное движение. Ниже моста высокие берега с сосновым лесом, стоянку выбираю на правом с песчаным спуском к воде.
День 4-й: 22-.04.21 г. Мост а/трассы - Шершеневская ГЭС.
Утром идет небольшой снег. Пока это все же лучше, чем дождь, но погода портится. В кронах сосен шумят порывы ветра, а впереди еще Езерище и водохранилишще ГЭС. Они здорово замедляют продвижение. Плотина перед Езерищем залита водой, слив пологий и простой. Само Езерище напоминает длинное зубило, из острого конца которого вытекает река. Вход в озеро где-то посередине, берега окаймлены полосками тростника, которые как рельсы, сходятся у горизонта, где видна темная полоска леса. Над ней уже нависла свинцовая туча с белесыми космами до самой земли. Все ясно, навстречу движутся снежные заряды, нужно уходить в реку с открытой воды озера. До выхода из озера остается меньше километра, когда поднимается ветер. Высматриваю какую-нибудь протоку, чтобы нырнуть в неё, как утка, и укрыться от непогоды. Холодно, мокро, противно, но на открытом водоеме ещё хуже. Мыс с хорошим укрытием от ветра я уже прошел, возвращаться не хочется. Пока осматривался, картина изменилась. Лес впереди полностью исчез, две полоски тростников уходят в белую мглу. Она быстро движется навстречу, поглощая участки открытой воды. Идет шквал со снегом, придется упереться веслами. Вскоре меня накрывают первые снежные заряды. Это очень мелкая секущая крупа необыкновенной плотности. Видимость - ноль, только буруны перед носом лодки. Из-за ветра продвигаюсь очень медленно, берегов не видно, стараюсь держать носом к волне, других ориентиров нет. Дека лодки уже вся белая от снега, также быстро покрываются рукава и куртка. Приходилось выдерживать шквалы и посильнее, но с таким снегом при нулевой видимости...впервые. Вскоре волна чуть спадает, сбоку появляется желтая полоса. Всё понятно, тростник, теперь вдоль него, снова против волны. Вскоре появляется из пелены желтая полоса справа, течение подхватывает лодку и через 100 метров за поворотом затишье, штиль, только вершины деревьев ещё шумят под порывами ветра, да продолжает идти снег. Выбираюсь на берег, чтобы согреться и очиститься.
И снова выглядывает солнце, под которым я долго шлепаю веслами по Шершеневскому водохранилищу. Много заливов, линия движения неясна. В лодке полно воды, видимо, дыра. Выбрасываюсь на ближайшую стоянку, сушу лодку и заливаю все сомнительные места клеем. Явной пробоины нет, и это плохо. Длинные царапины в носовой части от острых пней могут потребовать ремонта.
День 5: 23.04.21 г Водохранилище Шершеневской ГЭС - где-то за Шильской ГЭС.
Утром спускаю лодку на воду, вроде держит. До плотины действующей ГЭС остается километров пять. Обнос плотины, дальше река заметно прибавляет в объме.
Хорошее течение, шиверы с небольшими валами, для разнообразия отдельные крупные обливные валуны в русле.
У д. Заверняйка слив с пологими валами через все русло и длинная шивера вполне 2 КС. Слив через остатки бывшей плотины и 2 переката слислись в одно препятствие.
Интересно и приятно для прохождения. Но всё хорошее быстро заканчивается, течение замедляется, впереди 10 км до Шильской ГЭС, обнос плотины. Ниже до самого г. Опочки лес отходит от реки. В широкой пойме старицы, разливы и кусты, много дачных поселков. Течение сильное, реально сегодня к вечеру дойти до конца маршрута, но автобус будет только завтра, на него уже куплен билет. Впервые на реке Великой столкнулся с поиском места. Воскресенье, все места заняты рыбаками, в небольшом сосновом леске, где я планировал стоянку, из кустов торчит морда "Джипа". К тому же периодически налетают тучи со снегом.
Чтобы не вплыть в город, забираюсь на какой-то обрыв между двумя дачными поселками и натурально забиваюсь в кусты от ветра. Зато там тихо, спокойно и много сухих дров. Газовая горелка у меня, прослужив 20 лет, благополучно сдохла на второй день сплава. И, как встарь, приходится готовить на костре.
День 6:24.06.21 г. г. Опочка.
Этого дня могло и не быть, но автобус ходит через день и билет уже взят. За час прохожу город, от моста новой объездной дороги начинаются дома, вдоль реки парковая зона. В русле перекаты на месте бывших мостов и плотин. За вторым мостом автодороги ниже промзоны в устье правого притока место для выхода. Наверху 5-этажный панельный дом, магазин, дорога до автостанции - 1 км.
Михаил Глазков (пародия)
Как у нас в Опочках
И слюну роняла в люльку мне медведица...
Как у нас в Опочках бани за лесами...
Малышом меня на речке на Копале
В дымной проруби родители купали.
Владимир Цыбин
Я снимаю лапоточки и подштанники.
Норовя со мною рядом присоседиться,
Трет мне спину здоровенная Ведмедица.
Наддает мне жару так, хоть лески сматывай.
И рычит над ухом бестия косматая. —
Ты не бойся, жизнь твоя обезопасена.
И скажи, Володька, сын ты мне аль пасынок? —
Сын! — кричу, хоть самому-то мало верится,
И целуюся отчаянно с Ведмедицей.
А она мне все на ухо: —
Ты стишочки знай наяривай,
Да только про Опочки!
Ну, а чтоб в печать иные не попали —
Ты топи их, как слепых котят, в Копале.