Воргол - Быстрая Сосна. Весенняя тренировка
"Я неразгребанная на Тохму не пойду!"
Разговор каякеров.
Регион — Центральная Россия, Липецкая область.
Протяженность маршрута: р. Воргол от с. Казаки до устья 42 км, р. Быстрая Сосна до с. Суворовка 32 км.
Продолжительность: 2 ходовых дня.
Река Быстрая Сосна (ниже г. Елец просто Сосна), правый приток р. Дон, протекает в Липецкой области и в окрестностях г. Елец на остатках старых мельничных плотин образует пороги 2-3 КС, в весеннее время пригодные для спортивной тренировки, особенно на катамаранах. Река Воргол — левый приток р. Быстрая Сосна впадает выше г. Елец и в среднем течении протекает в глубоко врезанной долине с выходами скал. Место известно как заповедник «Галичья гора». Река Воргол с быстрым течением, чистой водой, перекатами и сливами с плотин также может служить в паводок местом тренировки.
К месту начала сплава у моста через Воргол в с. Казаки добираемся машиной от вокзала в г. Елец. Электричка теперь не ходит, автобус будет только утром. В 6-00 мы под мостом автотрассы надуваем лодку. Сильный паводок в конце марта-начале апреля развесил по береговым кустам тряпки, пакеты и всякий мусор. Теперь они сопровождают нас на реке по обоим берегам до высоты 3 м, как флаги. Вода в реке сильно упала, и к майским праздникам сплав , видимо, будет невозможен.
Пока в русле шириной 10 м мелкие перекаты, слабое течение, встречаются завалы. Обнос их по непросохшим берегам затруднителен, лучше лодку перетаскивать в русле через стволы, пользуясь слабым течением. Участок реки до ж/д моста в спортивном плане малоинтересен.
За железнодорожным мостом берега реки повышаются, одеваются лесом, заметно усиливается течение. Появляются длинные перекаты. Примерно в 3 км от моста после серии перекатов участок короткой шиверы 20 м — самое интересное место на верхнем участке реки. Река на прямом участке сливается через поперечную гряду камней, в центре которой лежит крупный плоский обливник (большинство камней на Ворголе — плоские известняковые плиты). При большем уровне воды за ним может быть небольшая бочка.
Хитрость в том, что обходить его нужно под правым берегом, как бы не хотелось прыгнуть через обливник. Шивера мелководная, в русле лежали снесенные деревья и проходить пришлось на разгруженной лодке. Берега заросли густым подлеском, обнос затруднен.
Ниже перекаты продолжаются. По берегам появляются скалы, самые известные из которых «Звонари» и «Копченый камень» по левому берегу, хорошо видимые с воды. Сразу за усадьбой Талдыкина (п) плотина. Пологий слив следует осмотреть, ниже вода разливается по бетонной плите, у правого берега воды больше. В конце речной петли у д. Н. Воргол слив с каменно-набросной плотины высотой 1 м при ширине русла 2 м, с боем в противоположный берег.
Дальше до устья быстрое течение, река течет в высоких сильно заросших берегах, и вновь появляются завалы. На сильном течении они становятся опасны. Кроме того, в застрявших досках и бревнах могут быть ржавые гвозди и острые концы скоб, опасные для лодки. Вопреки прежним отчетам, хороших высоких мест для стоянки вблизи устья по берегам достаточно.
Ночуем на высоком пойменном берегу. Сразу за прибрежными деревьями начинаются поля. Ночью из д. Н. Воргол приходят местные собаки, устраивают концерт. Приходится прогонять их от палатки.
Река Сосна ниже устья Воргола течет в русле шириной 100м. Река подпружена Лавской плотиной и течение незаметно. Всего в окрестностях г. Елец 3 плотины, на сливах с которых удобно устраивать водные спортивные тренировки. Лучше выезжать целенаправленно на места тренировок, а не привязываться к высокой воде на р. Воргол. На пике паводка камни залиты водой и пороги не так интересны.
Первая плотина — Лавская, 2 КС., расположена выше г. Елец напротив п. Лавы, пригорода Ельца, и состоит из крупных известковых глыб из ближайшего карьера (л), армированных крупной сеткой из ж/б свай и стяжек.
В середине дамбы мощный пологий слив шириной 20 м, за ним суводи по обеим сторонам. Сильные сбойки и косые валы до 1 м.
Через 100 м ниже плотины расположен низководный пешеходный мост. Перед тем, как выбрасываться на бетонные плиты моста на уровне воды, его следует осмотреть. Скорость течения высокая, река уходит под мост, а на нем много торчащей арматуры. Либо обнос по (л) берегу, где поднимается одна секция моста для проводки лодок.
Лавский порог — это единственное препятствие, если сниматься в г. Елец выше ж/д моста, чтобы выйти к вокзалу с пляжа (л) берега реки — 500 м.
Ниже моста до конца города вода в реке снова стоит. Через 1 км ниже нового моста автотрассы расположен более сложный порог — Елецкий , 3 КС, основное место тренировки водников. Главный слив через дамбу плотины ближе к левому берегу.
На протяжении 150 м мощные жесткие валы, в середине слива бурная поверхностная бочка высотой до 1,5 м. Во время паводка вода переливается через дамбу по всей ширине русла, перепад свыше 2 м.
Крупные необработанные глыбы в нижней части дамбы захламлены кусками арматуры и снесенными бревнами, которые с наплыва не видны.
Основной слив относительно чист. Обнос возможен по обоим берегам, слева тропа лучше.
За Елецким порогом следует протяженный прямой участок, где река течет на СВ, ниже с. Талица поворачивает на ЮВ. Левый крутой лесистый берег в месте поворота виден издалека. Здесь находится Черкасская плотина (по названию с. Черкассы на правом берегу) — пологий короткий слив по всей ширине русла с гладкими валами 0,3 м. Сложность — н/к. Ниже слива появляется небольшое течение, а течь река начинает у д. Суворовка (л), где мы закончили маршрут и на заказанной машине уехали в Елец (30 км).