Реки Вепского Леса
Реки Вепсовской возвышенности:
Притоки р. Оять, Капша, Тутока - Явосьма. Это не карельские реки. Интересный и своеобразный район Вепсовской возвышенности прилегает к Южной Карелии, да и дорога в Карелию проходит мимо них.
Реки, стекающие с западного склона Вепсовской возвышенности, принадлежат к бассейну Ладожского озера. Начинаясь в обширных болотах и озёрах водораздела на стыке Ленинградской и Вологодской области, они текут в крутопадающих глубоких залесённых оврагах и долинах, прорезающих выходы известняков и сланцев, а также моренные отложения. Для них не характерны локальные пороги, обычные на реках Карелии. Из препятствий в паводок преобладают мощные протяжённые шиверы с крутым падением (до 20 м/км), прижимами, обливными камнями среднего размера, за которыми образуются небольшие проносные бочки. Завалы в шиверах редки. Могут представлять опасность затопленные кусты и подмытые деревья, свисающие с берега. Технически препятствия несложные, от руководителя требуется лишь вовремя остановить группу перед началом порога, пока суда не намотало на деревья и не развесило по прибрежным кустам.
Паводок на реках проходит в конце апреля - первой декаде мая. В болотистых ельниках, на возвышенностях выше 200 м над уровнем моря снег может лежать до середины мая, поэтому на таких реках, как Сондала, Шокша, Ащина, Капша паводок длится дольше, в то время как на речках среднего течения р. Оять (Тукша, Кузра, Сара, Тянукса, Сарка) бурно проходит в конце апреля и к началу мая уже заканчивается. Проточные озёра (Палозеро, Вяльозеро) вскрываются раньше, в начале мая, в то время как на озёрах в верховье р. Шокша лёд может стоять ещё неделю.
Средства сплава: необходимо маневренное судно с небольшой осадкой для прохождения каменистых шивер с высокой скоростью течения. Учитывая пешие переходы, имеет значение небольшой вес. Рекомендуется надувная байдарка, кнб, каяк. Кат-2 только на крупных притоках на пике паводка.
Транспорт: автобусное сообщение ограничено. Подпорожье (автовокзал в 5 км от станции) - Винницы, далее попутным транспортом. Выезд по трассе Лодейное Поле - Тихвин через п. Алеховщина. Лучше заказать транспорт в Подпорожье заранее (Такси +7 (921) 596-21-52, Михаил).
В связи с интенсивным ведением лесоразработок появилось большое количество новых грунтовых дорог, многие старые улучшены. Например на Сондалу до Капшозера отличный грейдер, проходимый для легкового транспорта. Нет проблем с машиной до с. Никульское на р. Тутока, п. Игнатовское на р. Тукша. При этом многие дороги, обозначенные на старых картах, особенно на стыке районов, не используются и за 5-10 лет полностью зарастают мелким густым подлеском, становясь непроходимыми. Легче идти параллельно по лесу, чем по такой дороге (например на Ащину из д. Карпина Гора, из с. Хмелеозеро в Корбеничи на р. Капша). Движение с грузом по азимуту в здешних лесах категорически не рекомендуется.
Техническая сложность: большинство рек можно отнести ко 2 кс. При этом на пике паводка выделяются:
- кс. 3 : Сондальский порог, нижняя шивера р. Ащина, шивера р. Тукша выше п. Игнатовское.
- кс. 2 (усл): участок р. Шокша от моста автодороги до устья - 8 км, 2-я шивера р. Капша, 2-я часть Никульского каскада р. Тутока.
- кс. 2 : могут представлять определённую сложность и требуют просмотра мелководные низовья р.Тянукса и Кузра на пике паводка, шиверы р. Генуя (завалы), порог Надпорожский на р. Оять и порог у д. Новинка на р. Капша, более сложные в среднюю воду.
Река Сондала
Сплавной участок от Палозера до впадения в р. Оять 47 км. Заброска от д. Кармановская по хорошему грейдеру 18 км. Болота засыпаны, дорога проходима для легкового транспорта. Можно доехать до поворота на Палозеро. Для ориентирования: на юг в месте высадки за лесосекой в 0,5 км расположено Бол. Капшозеро. Лесная дорога (начало её заболочено и для легкового транспорта непроходимо) идёт по сухим грядам на СЗ и через 3 км пересекает ручей, текущий в Палозеро. За ним можно спуститься к заболоченному берегу озера (лес весной затоплен), либо пройти к устью р. Кележмы, где в 2008 г. стоял лагерь рыбаков. В мае на озере льда нет, оно проточное и вскрывается рано. Путь к истоку р. Сондала длиннее, дорога идёт по болотам, теряется на лесосеках. Мост и плотина в истоке реки из озера давно разрушены.
По озеру плыть 2 км, в истоке реки остатки плотины. Ширина реки 10-15 м. Течение постепенно усиливается, в русле много поваленных деревьев, через которые река образует сливы высотой 0,2-0,3 м. Через 3 км от истока река на правом повороте падает в Сондальский порог. На карте он соответствует отм. 200 м (Л). Протяженность порога 500 м, это двойной Z-образный прижим, оканчивающийся пологим сливом с валами до 1 м. Осмотр порога обязателен, это ключевое препятствие реки. По берегам могут быть наледи, в мае 2008 г. на первом повороте поваленное дерево перекрывало над водой 3/4 реки, оставляя узкий проход у правого берега. Приставать перед порогом удобно к отмели левого берега (есть место для группы), а смотреть по правому (есть тропа). По левому берегу в зарослях тянутся протоки, покрытые наледью, дальше начинаются глинистые обрывы отм. 200 м, уходящие в воду. Навал на левый, затем на правый берег, через 100 м вторая ступень - пологий прямой слив. Большой уклон, "жёсткая" вода. После просмотра прохождение классической "змейки" сложностей не представляет.
Ниже долго тянется шивера 2 кс., река постепенно успокаивается и начинаются "тиши", где она меандрирует в глинистых берегах. На этом участке может встретиться до десятка сплошных завалов. Мостов и видимых дорог через реку я не видел. За 5 км до впадения в р. Оять начинаются шиверы в широком русле, постепенно усложняющиеся до 2 кс., особенно в протоках возле островов. Берега обрывистые, вода мутная. Можно проходить без осмотра. На р. Оять перед устьем р. Тукша перекат с валами выше 1 м, дальше до Надпорожья серьёзных препятствий нет.
Река Тукша.
Начинается из Тукшозера в Вологодской области, около 10 км течёт на север, затем 40 км на запад и впадает в р. Оять в 5 км выше п. Винницы. На реке есть несколько небольших озёр (Корбозеро, Вяльозеро) с разрушенными плотинами лесосплава. В среднем течении п. Игнатовское ( магазин), автобус с автостанции Винницы ходит нерегулярно.
Сплав стоит начинать от разрушенной плотины Вяльозера (1). Пологий слив высотой 0,3 м через всё русло на месте бывшей плотины служит началом 8-км шиверы.
Вяльозеро. Слив на месте плотины.
Выше Вяльозера в русле многочисленные завалы, река медленно течёт в болотистых берегах. Особенно сильно завалено русло реки ниже Корбозера.
Выход реки из Корбозера.
Шивера ниже Вяльозера, вероятно, самая сложная на верхних притоках р. Оять. Отдельные участки в паводок можно оценить 3 КС. По сравнению с подобным препятствием на р. Ащина, воды меньше в 2 раза, но уклон выше и больше крупных камней. Наиболее сложен участок выше Ламбозера, где имеются многочисленные "горки", и поток шириной 6-8 м прорывается сквозь скопления валунов.
Река здесь промывает моренную гряду древнего ледника, течёт в узкой долине в крутых берегах, выложенных крупными валунами.
Плёсов практически нет, причаливание затруднено. Можно выброситься на травянистые кочки на поворотах или низкие участки берега. Места чалки нужно выбирать заранее.
В верхней части шиверы встречаются прямые участки, где мелководная речка стекает по ступеням.
Первое небольшое расширение русла встретится через 1,5 км сплава (2). Перед ним шиверу перекрывает упавшее дерево на всю ширину реки. Завал опасный. Обнос необходимо начинать в 100 м выше (П).
Сложный участок продолжается до небольшого Ламбозера, перед ним снова встретятся поваленные деревья, перекрывающие русло.
Ламбозеро имеет длину около 500 м, в верхней части стоянка рыбаков (П). Ниже озера шивера продолжается, имеет несколько меньший уклон, отдельные каменистые участки необходимо просматривать.
Постепенно река успокаивается, на ней появляются ровные участки быстротока. Горы расходятся и шивера заканчивается. Здесь Тукша поворачивает на запад, принимет приток (п) из широкой заболоченной долины. 2 км до п. Игнатовское тянется спокойный плёс.
Ниже до впадения в р. Оять серьёзных препятствий на реке нет, встречаются несложные шиверы и перекаты.
Подходы:
Подняться к плотине Вяльозера у начала шиверы лучше по тропе правого берега (8 км). Из п. Игнатовское по (П) берегу идёт гать лесовозной дороги. Она пересекает заболоченный правый приток и через 15 км выходит к Корбозеру. Сейчас по ней не ездят, но есть тропа. Вдоль правого берега р. Тукша вверх вдоль шиверы просматриваются следы старой дороги. По ней ходят рыбаки на Ламбозеро, на тропе встречаются поваленные деревья и короткие заболоченные участки. Выше Ламбозера колея переходит на левый берег реки в обход прижима и участка лесоповала. Дорога на ЮЗ уходит на лесосеки, а тропа возвращается на правый берег и тянется до плотины Вяльозера в начале шиверы. Путь занимает 4-5 часов. На вёслах можно подняться 2 км от п. Игнатовское до начала шиверы, выше проводке мешают крутые берега и крупные камни в русле.
Река Шокша
К началу спортивного участка сплава можно попасть из п. Винницы по асфальтированной дороге 6 км до моста через р. Шокша. Ширина полноводной реки около 40 м, через 1 км после первого острова уменьшается до 10-15 м, в русле появляются крупные камни, короткие бурные протоки между островами. После того как дорога (л) отходит от реки, за 1 км до пересечения ЛЭП, на левом повороте начинается бурная протяжённая шивера. В конце шиверы река делится большим лесистым островом на две протоки, основная - (П), в левой слалом среди крупных камней. Рекомендуется осмотр по тропе (Л) вдоль реки. Дальше река становится проще и впадает в р. Оять. Участок Шокши доступен, хорошо подходит для проведения семинаров и тренировок по ТВТ.
Река Кузра.
Правый маловодный приток р. Оять. Течёт по болотам из оз. Кузринское, основное падение на последних 2 км реки, сложный участок каменистой шиверы под мостом в п. Кузра, где на протяжении 100 м в русле в шахматном порядке лежат валуны среднего размера, кс-2 (усл). Сплав возможен на пике паводка (конец апреля). К началу шиверы можно подняться по просёлочной дороге вдоль левого берега до деревянного моста - 2 км. Выше моста река течёт в глухом лесистом овраге, из препятствий только мелкие перекаты. От моста начинается мелководная шивера, постепенно уклон увеличивается, на территории пос. Кузра в русле появляются валуны, после моста автомобильной дороги на окраине посёлка шивера заканчивается и река впадает в р. Оять.
Река Тянукса.
Левый приток р. Оять, более полноводный, чем Кузра. Интересный участок - 500 м шиверы в 1 км выше устья. К нему можно подняться от р. Оять по тропе (Л) берега. На выходе из оврага река образует прижим к (Л) берегу, где в серии ступенчатых сливов среди крупных валунов теряет около 2 м высоты. Этот участок эффектно смотрится на пике паводка: играют бочки, в воздух взлетают фонтаны брызг. На спаде паводка привлекательность теряется и выглядит как обсохший каскад Тутоки. Выше на протяжении 5 км река течёт затяжным перекатом, часто ныряя под "расчески" и прерываясь короткими несложными шиверами.
Реки Сара и Шапша.
Сара - маловодный (Л) приток р. Шапши, впадающей в р. Оять (П). После прохождения 2-й ступени порога на р. Оять нужно подняться в с. Надпорожье (П) и от края села двигаться по лесной дороге 6 км на СЗ до глубокого брода через р. Сара. Справа у дороги деревянный балок. Дорога проходима, поддерживается лесниками. Ширина реки 5-8 м, течение спокойное, есть завалы. Через 2 км начинается затяжной перекат до самого устья, в нижней части реки высокие каменистые и глинистые обрывы, под ними в русле снесённые деревья. Перед впадением в Шапшу в струе несколько крупных камней. На Шапше до устья тянется широкая несложная мелководная шивера.
Реки Ащина и Сарка.
Река Ащина, левый приток р. Оять, заслуживает отдельного похода. Начинается из Ащозера недалеко от истоков р. Н. Курба, впадающей в р. Оять в верхнем течении (Л). Заброска - рейсовый автобус из Лодейного Поля до Вонозера или Хмелеозера, далее 4 км по хорошей лесовозной дороге до реки на (В). Река Сарка у Вонозера заболочена, сильно завалена, маловодна. При заброске от Хмелеозера можно пройти участок верхних шивер (кс - 2), ниже Анисимово в реке могут быть поваленные бобрами деревья и завалы. Нижняя шивера р. Ащина начинается в 5 км выше устья. От моста хорошей грунтовой дороги из д. Красный Бор, которая дальше через 2,5 км пересекает низовье р. Сарка и видимо идёт в Ефремково, участки быстрины на протяжении 2 км чередуются с короткими крутыми перекатами - "горками", в струе могут быть снесённые деревья. Ширина русла 10 - 12 м. Сложная шивера начинается после линии ЛЭП, русло суживается до 5-6 м, по берегам нависают кусты и "расчёски", в струе крупные камни. Наиболее крутопадающий участок перед устьем р. Сарка (П), где река образует между больших валунов несколько бурных сливов высотой 0,5 - 1 м. В устье Сарки разбой, в малую воду возможно это остров. Ниже шивера становится проще и перед впадением в р. Оять 500 м гладкой воды. Завалов в шивере нет, есть несколько габаритных "ворот" между ветвями свисающих деревьев шириной до 1,5 м. В паводок улова смыты, шивера идётся сходу, прохождение требует владения слаломной техникой. Река Сарка на последних 1,5 км перед впадением в Ащину имеет уклон до 20 м/км, ниже моста автодороги разбивается на протоки, правый берег обрывистый, в русле много снесённых деревьев. Сложен шиверистый крутопадающий участок перед устьем, но из-за маловодности реки в мае для сплава он малопригоден.
Заброска от реки Оять вверх по оврагу вдоль р. Ащина невозможна из-за густых зарослей. Дорога от д. Карпина Гора в настоящее время полностью заросла и не используется, почти на всём протяжении заболочена. Движение по лесу вдоль дороги до моста через р. Сарка у меня заняло около 2 часов, последний 1 км перед выходом на грейдер она становится более сухой и проходимой. По ЛЭП дороги нет, болото глубиной по колено, густые заросли кустов.
Реки Капша и Тутока
Пеше - водный поход по Вепсовской возвышенности.
Протяженность пешей части - 18 км (12+6), сплава - 170 км (90 км по Капше и 80 км по Тутоке, Явосьме и Паше). Категория сложности - 2.
Маршрут был пройден на лодке "Щука-3" за 6 ходовых дней. Меня интересовали участок шивер на р. Капша ниже Капшозера и Никулинский каскад на р. Тутока, а также шиверы нижнего течения р. Явосьма.
Зная о многочисленных пересадках при заброске на Капшозеро, я доехал до д. Хмелеозеро рейсовым автобусом из Лодейного Поля. Дальше до с.Корбеничи на Капшозере планировал дойти по дороге 12 км. Здесь меня ожидал сюрприз. Из с. Хмелеозеро хорошая дорога вела на СВ к р. Ащина, а "улучшенная грунтовая" хорошо видимая на снимках из космоса дорога в Корбеничи напрочь заросла и давно не используется. В объезд около 20 км по новым лесовозным дорогам. С трудом нашёл заросшие колеи, в которые выродилась дорога и минуя поля вступил в лес. Продвижение сразу замедлилось до 2 км/ч, дорога сильно заросла кустарником, а на возвышенности добавился и снег глубиной по колено. Финалом стала бобровая плотина, построенная прямо на полотне дороги в ур. Новое. К счастью, дальше дорога стала получше, зимой ездили на снегоходах из Корбеничей и укатали снег. За час прохожу под уклон последние 5 км и вот я на берегу Капшозера. Здесь снега уже нет, но уровень воды высокий. Сразу же собираются местные лайки и помогают мне собирать лодку. Беспокоюсь за сублимированное мясо, но его не трогают.
Долина Капшозера очень напоминает разлом. Озеро длинное, узкое и очень глубокое. В истоке Капши развалины плотины. Через 1 км в излучине река перекрыта бетонными блоками и образует метровый слив (п-1). Прыгаю в слив, дальше начинается несложная шивера - "1-й порог" по лоции (п-2). Высокие берега с обеих сторон одеваются лесом. После короткого участка быстротока шивера начинается снова, теперь уже серьёзнее (п-3). На поворотах навалы на берег, в струе валы. Наконец впереди открывается прямой 300 - метровый участок, где река просто катится вниз. Слева в кустах полощутся остатки фартука "тайменя". Русло впереди хорошо просматривается, шивера хотя и мощная, но для сплава несложна, можно идти сходу. На 3 км от Капшозера до устья р. Сарка Капша падает на 40 м, в старых отчётах упоминаются 2-х метровые косые валы, накрывающие лодку. Возможно так и было, когда по реке шёл лесосплав и створы плотины были открыты. Река течёт в узком овраге и воде некуда разливаться. Сейчас высота валов 0,6-0,8 м, камни залиты, нужно только не попадать в кусты.
После впадения р. Сарки (Л) река течёт быстро, но спокойно. Встречаются короткие перекаты и простые шиверы. Высокие лесистые берега очень живописны. Многочисленные пороги и шиверы, упомянутые в старой лоции, имели значение для лесосплава. Для туристского судна они сложности не представляют. Можно отметить лишь 500-метровую шиверу у с. Ерёмина Гора с валами 0,8 м, которую можно и посмотреть, так как ниже ничего сложного уже не будет. Сплав заканчиваю в Ганьково, отсюда попутным транспортом предстоит переезд в Шугозеро и далее в д. Бол. Палуя, откуда я планировал 12- км переход по лесным дорогам на Тутоку через д.Восприно - Пильтяк. С переездом проблем не возникло, движение оживлённое, а вот дорога в Восприно заросла полностью, сейчас пользуются объездными. У меня нет желания разыскивать их в раскисших полях, поросших 3-метровым борщевиком и в густых заболоченных лесах. Возвращаюсь на трассу, останавливаю попутку и через полчаса я уже в с. Никульское. Отсюда по левому берегу р. Тутока выхожу на лесовозную дорогу, по которой мне предстоит пройти 8 км до заброшенной д. Нестерово на берегу р. Тутока, откуда я планировал начинать сплав. Дорога труднопроходима и на полпути заканчивается на лесосеке, переходящей в лесоповал. С трудом преодолеваю 500-метровую полосу лесоповала, дальше двигаюсь по азимуту и заросшим визиркам. Сильно заросшую дорогу нахожу только в 1 км от бывшей деревни, где осталось 3 разрушенных дома. Река Тутока здесь только начинает течь полукилометровой быстриной при ширине русла 10 м. В общем, идти в верховья реки было ошибкой, как видимо не стоит начинать сплав в Вологодской области с самых верховий, если нет желания знакомиться с местными бобрами. Каскад шивер начинается чуть выше обозначенного на карте обрыва (л) у отм. 170 м. До этого места от с. Никульское вверх по реке (П) идёт хорошая дорога, ей удобно пользоваться для разведки препятствий.
Река Тутока стекает с Вепсовской возвышенности в Ленинградской области,. В паводок спортивный интерес представляет 5-ти километровый участок реки выше с. Никульское. Выше этого участка Тутока - обычная лесная река. Явосьма ниже с. Никульское напоминает дачную реку Подмосковья с глинистыми берегами. Шиверы в её нижнем течении сложности не представляют и идутся сходу, спортивный сплав неинтересен.
"Опеченско - Никульский" каскад шивер р. Тутока начинается в 5 км выше с. Никульское и заканчивается перед селом. Протяженные несложные шиверы чередуются с короткими участками быстротока, постепенно усложняясь к концу, где на последних 100 м уклон увеличивается и за камнями среднего размера образуются небольшие бочки.
Участок шивер технически несложный, но опасный. Густые заросли подлеска подступают вплотную к воде на всём протяжении, мешают просмотру, создают трудности при чалке и в большую воду препятствуют выходу на берег. В середине каскада есть один многолетний завал, для его обхода нужно заранее уходить в левую протоку. В нижней части каскада могут быть снесённые деревья, полностью перегораживающие русло на уровне воды. Они не видны с наплыва из-за густых прибрежных зарослей.
Разведка всего участка трудоёмка, но обязательна. Рекомендуется прохождение по частям с промежуточной чалкой.
верхняя часть Никульского каскада, конец паводка (май)
на реке водосливы и небольшие бочки
в среднюю и низкую воду препятствия не сложны
прижим к левому берегу
в середине каскада река течёт в густых зарослях
финальный участок, разведка препятствий затруднена
опасное бревно с наплыва не видно
майские первоцветы - цветёт копытень