Речные завалы.
Время весенних сплавов.
"Лучше гор могут быть только реки, на которых попал под завал!"
А. М. Турчанов ("Мефодич"), турист-водник.
Завалы на реке - частое и довольно опасное препятствие. По числу аварий они не уступают сложным порогам и водопадам. Возникают внезапно, меняют своё положение и могут отсутствовать в лоции. Они очень разнообразны, поэтому единой классификации не существует.
Завалы можно разделить на осыпные, снежно-ледовые, ледовые и древесные.
Осыпные - возникают при обрушении берегов. Основой являются крупные глыбы, которые перекрывают русло реки по типу каменно-набросной плотины. Пустоты между ними заполняются щебёнкой и более мелкими фракциями. Выше завала возникает подпорное озеро, вода из него может переливаться через гребень плотины, образуя каскад ступенчатых порогов, часто непроходимых или фильтроваться сквозь основание завала. Такие естественные плотины могут достигать больших размеров (Усойский завал на р. Бартанг имеет высоту более 500 м, образованное им Сарезское озеро является крупнейшим на Западном Памире). Осыпные завалы существуют длительное время и прорываются при катаклизмах.
Снежно-ледовые - возникают при сходах больших снежных лавин, которые перегораживают русло реки, подвижках ледников (при этом кроме льда завал может содержать камни боковой или конечной морены). Срок их существования определяется таянием и может занимать от нескольких часов до многих лет. Интересно, что сели, которые сходят гораздо чаще, завалов не образуют. Грязекаменная пульпа перехлестывает край плотины и прорезает в ней узкую промоину. После селя в русле реки появятся новые пороги, но завалов там не будет.
Ежегодно во время ледохода возникают ледовые завалы и заторы. Чаще всего на перегибах русла, разбоях, узостях, в местах образования древесных завалов. Особенно активно это проявляется на реках Сибири, текущих на север, где снеготаяние начинается с верховий. Ледовый завал быстро перекрывает русло реки до самого дна, и вода выше завала начинает подниматься, затопляя пойму. Внезапный подъём воды может быть опасен. В Нижнем ущелье р. Уда (Центр. Саян) плавник можно увидеть на скальных полках на высоте 20 м. Это не результат весенних паводков, как ошибочно считали раньше. Подъём воды на такую высоту вызывают ледовые завалы. В случае их прорыва по ущелью катится водяной вал, перемешанный со льдинами. На выходе в долину он вырождается в небольшой подъем воды и череду плывущих льдин.
Иногда нужда заставляет сплавляться во время ледохода. Мне случалось двигаться среди плывущих льдин на Оке, Мсте, Катуни и крупных реках Карелии. Делать это можно на длинных спокойных участках. Забрасываешь нос судна на крупную льдину и плывешь вместе с ней со скоростью 10-12 км/час. Главное на ней - не уснуть. Выбираться на лёд и ходить по льду категорически не рекомендуется. Плыть во время ледохода - это как двигаться среди плывущих бревен во время молевого сплава. На первой же шивере можно потерять судно.
Древесные завалы.
Самый частый и разнообразный вид препятствий на лесистых реках. Когда деревянный плот был единственным средством сплава, из-за них маловодные притоки и верховья многих рек считались непроходимыми. Современные надувные суда значительно расширили возможности сплава, однако и сегодня завалы могут снизить протяженность дневного перехода до нескольких км в день и даже сотен метров вверх по течению. Двигаться берегом порой бывает быстрее и легче. Пропилы и разбор завалов занимают много времени и после пятого-шестого завала на километр реки энтузиазм быстро исчезает. Поэтому разбор небольших завалов можно рекомендовать лишь на хоженых маршрутах, где за сезон пройдёт несколько групп и, в свою очередь, можно воспользоваться результатами чужого труда. Разборка завала по методу лесосплавщиков себя не оправдывает.Чтобы найти и вытащить опорное бревно, нужен огромный опыт и длинный багор. Разобрать можно небольшой свежий завал из гладкого пиленого леса. Там, где корни дерева держатся за берег, всё слежалось и переплелось ветвями, этот способ неприменим.
Проходимость завалов зависит от уровня воды. В межень пропилы деревьев на высоте 2-3 м над уровнем воды смотрятся интересно.
3-х метровый завал на р. Хихнийоки после спада воды. Сев. Приладожье.
Чаще всего завалы встречаются в маловодных верховьях, где крона упавшего дерева достигает противоположного берега и застревает на нем. Лесина может быть унесена уже следующим паводком, но если комель и верхушка хорошо закрепились, она начинает задерживать плывущие по реке ветви и целые деревья, и тогда формируется завал. Первые годы он находится на плаву, но постепенно старые стволы вытесняются вниз, заполняя всю толщу русла. В просветы между ними намывает песок и гравий. Река уже не может просачиваться сквозь завал и образуется подпорное озеро. Течение перед завалом замедляется и это дает возможность судну развернуться и пристать к берегу.
На плёсовых участках два дерева, растущие на противоположных берегах, упав в воду, могут сцепится верхушками. Река шириной 60-70 м полностью перекрывается. Такие завалы часто имеют узкие проходы под самым берегом (р. Уксунйоки в среднем течении выше моста автотрассы). При большой скорости течения такое препятствие становится непроходимым ( пор. Грива на р. Калга в 2010-е гг.) и требует обноса.
По времени существования завалы можно разделить на сезонные и многолетние.
Сезонные существуют от паводка до паводка, часто меняют своё расположение.
Многолетние завалы расположены на одном месте, существуют многие десятки лет, описываются в лоциях и часто достигают громадных размеров:
Русло р. Уксунйоки выше п. Райконкоски, Сев. Приладожье. Молевой сплав закончен ещё в 70-е годы.
Завалы для своего существования требуют определенных условий. Чаще всего они возникают на поворотах русла, у островов и в протоках реки. Излюбленным местом служат "бобрятники" - где река петляет в болотистой котловине и имеет небольшую скорость течения. Здесь - наибольшая плотность завалов, часто превышающая десятки на километр. Типичным местом также являются мелкие широкие пороги-ступеньки после длинного плеса и лесопропускные плотины на выходе из озёр:
Выход из Корбозера, перед плотиной р. Тукша, Ленинградская обл.
Завал из упавших елей делает непроходимым п.3-водопад на р. Кулисмайоки (Сев. Приладожье):
На прямых участках быстротока и в шиверах завалы долго не задерживаются. Однако всегда есть исключения. Обычно это одиночные старые деревья, упавшие поперек русла.
Отдельно лежащее бревно в шивере р. Водлица, Вологодская обл. Возможен прыжок с наплыва на плоскодонной надувной лодке. Так оно и было пройдено на Щуке-2.
Такие завалы опасны, являются частой причиной аварий. Подпор воды перед завалом невелик, а высокая скорость течения не позволяет затормозить судно и провести маневр ухода. Особенно опасны бревна на крутых, заросших кустарником поворотах реки. С наплыва они совершенно не видны:
Завал на р. Тутока, Опеченский каскад, Ленинградская обл. При прохождении пришлось уходить траверзом на отрицательной скорости к отмели правого берега и выбрасываться в затопленные кусты.
При наличии подпора река дает возможность развернуться и пристать к берегу для обноса завала:
Завал в протоке р. Водлица, Вологодская обл. Перепад уровней свыше 1 м, перед завалом короткий участок гладкого быстротока.
Искусственные завалы: все объекты, которые человек строит в русле реки, задерживают плывущие по ней стволы и ветки деревьев. Так возникают завалы у мостов, водосливов плотин. Обычно один-два пролета бывают свободны, но иногда вся река бывает перекрыта от берега до берега:
Завал под мостом на р. Волома (Карелия)
Бревенчатые кладки, мостки и спиленные деревья - в узостях с быстрым течением устанавливаются для перехода через реку. Плохо заметны с наплыва, подпор перед ними не образуется, крутые берега и высокая скорость течения затрудняют чалку. Для устойчивости на них сверху набиваются доски и поперечные лаги, которые в паводок вода отрывает и уносит. Остаются гвозди и скобы, которые повреждают дно лодки при попытке выброситься на мостки:
Переход по бревну в шивере р. Муаннонйоки (Сев. Приладожье)
Бобровые плотины - строятся из обгрызенных веток, перемешанных с илом на спокойных глухих участках небольших рек и ручьев. С наплыва почти не возвышаются над уровнем воды. Перед плотиной большой подпорный водоем с сухими деревьями. Часто снесенные паводком деревья встроены в тело плотины. Для сброса излишков воды имеется неширокий мелкий водослив высотой 0,2-1 м, проходимый для лодок. Ширина плотин обычно около 10 м, но в последнее время стали встречаться и гигантские плотины. На разливе р. Кавожа в Карелии есть плотина шириной свыше 100 м, такие раньше встречались только в лесах Канады. По бобровой плотине можно ходить, но ветки очень неустойчивы, особенно в районе водослива. По принципу бобровых плотин строятся и рыбацкие заколы - вбитые в дно реки колья, обложенные камнями, с узким сливом водопропуска.
Преодоление древесных завалов.
На паводковой реке при уклонах 10-12 м/км и выше к берегу можно пристать далеко не везде. Внимание сосредоточено на прохождении порожистого участка и завал замечаешь слишком поздно.
Падун "Мельница", верховье р. Уксунйоки (Сев. Приладожье)
Если завалы возникают на быстром течении, а обрывистые или заросшие берега затрудняют экстренное причаливание, такой участок реки должен просматриваться, как при первопрохождении. За поворотом, куда уходит струя не должно быть никаких сюрпризов. Иногда приходится чалится за 100-200 м перед завалом и обносить весь участок ( верхняя шивера р. Волма, Валдай). Разведка всегда займет меньше времени и сил, чем извлечение и ремонт судна, попавшего в завал.
Когда перед носом судна возникает слив, уходящий под гору бревен, остается два пути - экстренно чалиться к берегу или выбрасываться на завал. Решать нужно сразу.
Чалка к берегу - возможна, если у берегов есть улово или перед завалом существует подпор, а ширина слива позволяет развернуться. Выполняется обычный уход со струи с разворотом под берег, либо траверз потока на отрицательной скорости. При просмотре с воды на поворотах лучше двигаться по большому радиусу, не "срезая" излучины, тогда участок реки просматривается дальше и больше возможностей пристать к берегу. Следует учитывать, что чалка перед завалом каждого следующего судна в группе будет всё более сложной, так как все удобные места будут заняты. Чтобы не создавать перед завалом "кучу-малу", очень важна дистанция. Нужно видеть впереди идущий экипаж и отслеживать его действия. Количество маневров в опасной близости от завала должно быть сведено к минимуму, и все они рассчитаны до гребка.
Выброска на завал производится, если нет возможности пристать к берегу, либо упущено время маневра. Успех её зависит от многих факторов, в том числе и от типа судна. Если вы просто пытаетесь затормозить перед завалом, струя рано или поздно развернет судно поперёк течения и прижмет к завалу лагом в области подсоса воды. Это наихудший вариант. Деревянный плот сразу становится на ребро и уходит под завал. Каркасная байдарка либо переворачивается сразу, либо постепенно набирает воду и тонет. Под завалом её оборачивает вокруг подводных бревен, ломая каркас. Примерно также ведёт себя и каяк. Валентин Юрин в книге "Сольфеджио белой воды" образно описывает: "Бывают ситуации когда вы должны бросить лодку, чтобы спасти свою жизнь - это когда вы не можете выбраться на берег вместе с ней. Если завал не сплошной, а лодка осталась на струе - не торопитесь, возможно её пронесёт мимо, и она вытащит вас. Но если она оказалась под завалом вместе с вами, бросайте и лодку, и весло и пытайтесь выбраться по подводной стороне завала вверх, вниз или вбок по течению. Иногда это удаётся."
У катамарана притопит под завал одну гондолу и течение при грамотном откренивании в сторону завала будет пытаться на него навалить. Судно может полоскаться долго и даст возможность экипажу вылезти на завал, разгрузить судно и вытянуть его на берег.
Надувная байдарка имеет свою особенность. Поднятый над водой нос и плоское дно позволяют ей наезжать на препятствия. Чтобы выброситься на завал, нужно выбрать на струе место, где бревна лежат более плоско и нет торчащих и пружинящих веток. Разогнаться, используя скорость течения, перед завалом приподнять нос, откинувшись назад и посылая лодку вперед, въехать на завал. Если высота составляет одно-два бревна - это удается. Следует немедля покинуть лодку и вытянуть корму из воды. Если угол подъёма слишком велик или нос упирается в упругие ветки, лодка медленно сползает назад и вбок, корма попадает под струю и следует эффектный переворот через корму. Лодка до половины уходит под завал и застревает. Вытащить её в одиночку против течения не получится. Бревна упираются в перевёрнутое днище, а попытки притопить лодку только проталкивают её глубже под завал.
Если выброситься на завал не удается и течение бортом прижимает судно к бревнам, следует открениться на завал и подставить дно лодки набегающему потоку. В области подсоса воды лодка вязнет, как в пенном котле и теряет маневренность. Протянуть её вдоль завала обычно не удается. В таком прижатом к завалу положении есть немного времени, чтобы сориентироваться и аккуратно через борт вылезти на бревна завала. Вылезать в воду и становиться на дно не следует. Даже на небольшой глубине течение может сбить с ног и утащить под судно и под завал. Вдоволь померять глубину реки и силу течения перед завалом получится при спасработах. По завалу можно передвигаться. Хотя отдельные бревна могут погружаться под вашим весом, вся конструкция завала довольно устойчива. Облегченная от вашего веса надувная байдарка может долго полоскаться в струе перед завалом, оправдывая поговорку "Пустой каяк не переворачивается!" Её можно подцепить и провести вдоль завала.
Большим преимуществом надувной плоскодонной байдарки является её устойчивость на скользких горизонтальных бревнах. Лодку можно поднять на завал, перетащить и установить на бревне, комфортно осуществить посадку и продолжить сплав "тюленьим стартом"с высоты 1-1,5 м. По быстроте и легкости прохождения лесных завалов все преимущества на её стороне. Отдельные бревна в струе можно перепрыгивать с разгона. Низкие завалы можно переезжать, подтапливая бревна, подобно ледоколу. В обход больших завалов её можно протащить по берегу, как волокушу, предварительно разгрузив. Вес лодки 8 -12 кг позволяет уверенно справляться с этим даже одному.
Производитель: Надувная байдарка "Щука"