Камчатские зарисовки 2020 г.
Полевой сезон в 2020 году начинался сложно. Сначала из-за эпидемии коронавируса пришлось отказаться от весеннего сплава в Башкирии и сдавать уже купленные билеты. Лето прошло в полной неопределённости. Сроки экспедиции в Корякию сдвигались на осень, что с одной стороны, предполагало хорошую погоду, а с другой стороны, поджимало предстоящей зимой. Наконец, 7 сентября Боинг-777 садится в Елизово — аэропорту города Петропавловск-Камчатский. Вулканы, сверкает Авачинская бухта, первые признаки золотой осени...
Зная непостоянство камчатской погоды, мы специально запланировали по нескольку резервных дней на каждый перелет. Но даже этого оказалось явно недостаточно. Первый день гуляли по Петропавловску, осмотрели побережье, насобирали морских звезд, после купания посетили батарею. Сразу отметил, что позиция удачная для нанесения лишь первого удара. Идеальная маскировка, но отступать некуда. Я бы встал выше на седловине...
На второй день, когда стало ясно, что вылет в Тиличики не состоится по метеоусловиям, поднялись на сопку Караульную и снова купались в море.
На третий день поехали на вулкан Горелый (Горелая сопка) — двойную кальдеру на западной стороне Авачинской бухты. Вулкан извергался в 1975-76 гг, тогда и образовалась внутренняя кальдера с озерами. В период активности 2010-2015 гг, когда пепел доносило до Петропавловска, содержимое горячего озера оказалось выброшено на поверхность в виде потоков серо-голубой грязи. В период нашего посещения в кратере с холодным озером ещё сохранились остатки ледника, а на месте горячего озера располагалась мутная кислотная лужа желтого цвета, парящие фумаролы и выходы серы.
Высота вулкана сегодня 1848 м, по периметру идет хорошая тропа, подъем и спуск не сложны, много посетителей.
Наконец, 11 сентября после нескольких согласований состоялся вылет. Компания "Камчатские авиалинии" — это отдельная песня. Вылеты происходят по погоде, планы меняются на ходу и авиадиспетчеры каждый день работают в условиях ЧС и постоянного стресса. Но пассажиры привыкли к многодневным задержкам и внезапным вылетам, когда в воздух поднимается все, что может летать и даже то, что по идее летать не может. Других путей в соседние поселки, отстоящие на 600-900 км, просто нет. Когда открывается погодное окно, осуществляются все вылеты, накопившиеся иногда за целую неделю. Итак, представляем купленные в аэропорту справки об отсутствии у нас с собой Сovid-19 и летим на АН-26, но не в корякские Тиличики, где поврежденная землетрясением 2012 г. взлетная полоса после дождей не принимает самолет, а в Палану — поселок на Охотском побережье полуострова с видом на Магадан. Дальше половина пассажиров самолета отправляется куда-то с пересадками, а мы остаемся ждать борт из Тиличиков. Наконец появляется оранжевый МИ-8, явно пожарный и перебрасывает нас через всю Камчатку на Тихоокеанское побережье в аэропорт Корф на песчаной косе Корякского залива.
Паромная переправа на материк, и мы попадаем в п. Тиличики - центр объединенного муниципального района размером с со среднюю Европейскую страну, включающий несколько поселков.
О Корякии рассказ отдельный. Мы вернулись в Елизово 23 сентября, назад в золотую осень. Сразу отметили, что на вулканах снега стало меньше, а снеговая граница даже немного поднялась. Остаток резервных дней я планировал провести в районе озера Медвежье в истоках р. Верхняя Авача, где на склонах левобережного хребта есть небольшие ледники. Остальная часть группы двигалась в район вулкана Плоский Толбачик Ключевской группы вулканов. Первые 300 км пути совпадали и все вместе мы двинулись на север, взяв в аренду автомобиль.
Проезжаем водораздел с р. Верхняя Камчатка. Справа тянулись Ганальские тундры — многие километры заболоченного кочкарника протянувшиеся до самого подножия заснеженных гор. Здесь снеговая линия проходит значительно ниже. Склоны хребтов и лежащие в карах ледники покрыты свежевыпавшим снегом. Нужно было приезжать раньше. Решили не разбивать группу и продолжать движение в Козыревск. Это поселок со своим аэродромом и несколькими магазинами. Бывший леспромхоз выживает сейчас за счет работы в национальном парке и туристов, приезжающих на Ключевские вулканы. Хотя заснеженные конусы высотой 3-4,5 тыс метров видны из поселка, добираться до их подножия приходится на автомобиле повышенной проходимости. 40 км лесной дороги занимают 2,5 часа на «буханке». Раньше по ней вывозили лиственницу с лесосек, а позднее пробили до границы леса, где теперь стоят охотничьи домики. Примечательно, что на дороге нет ни одного камня, но глубокие колеи, пробитые в вулканическом пепле и заполненные водой часто прерываются выступающими корнями лиственниц, создавая непреодолимые преграды на пути обычного транспорта. Дорога продолжается дальше, постепенно набирая высоту по старым лавовым полям к высохшему руслу между вулканами Камень и Острый Толбачик.
Облачность опускается, сильный северный ветер несет снег. На подходе к отрогам начинается метель. Здесь в районе кратеров Марс и Юпитер есть деревянные сараи, летом служащие местом стоянок. Сейчас все замерзло, дров нет. Поднимаемся на плато. Здесь ветер ещё сильнее, видимость меньше 50 м, следы заметает практически сразу. После снятия замеров вниз. Идем обратно своим путем в сторону перевала Безымянный (1500 м н/к) и преодолеваем его уже в метельных сумерках. На седловине ветер ревет как в трубе. Спуск и дальнейший путь к домику вулканологов практически на ощупь. Различить его в темноте среди крупных лавовых обломков можно, только упершись почти вплотную. Внутри нары, холодно, дров нет. Летом их привозили вертолетом. Зажигаем газовую горелку, готовим нехитрый ужин. Предстоит холодная ночевка. Снаружи завывает буран, стены подрагивают. Ночью небо проясняется. Выглядывают звезды. Но холодно, холодно. Слишком резкий переход из лета в зиму.
Утром возвращаемся через перевал в сухое русло. Сильный встречный ветер. Сухой снег. В местах впадения притоков высота снежных козырьков доходит до пояса. Иногда облачность расходится и становятся видны все вулканы Ключевской группы.
Пересекаем свежие следы медведей. Они выбрались ранним утром из нор и промоин, где пересиживали метель и теперь вышли кормиться перед зимовкой. Камчатский бурый медведь относится к самым крупным на территории России, трёхметровый красавец весом в полтонны здесь не редкость. Чем он крупнее, тем позже ложится в берлогу и бродит иногда до декабря, пока хорошо не остынет. Большинство медведей можно встретить вблизи границы леса, но некоторые поднимаются на плоскогорье в поисках ягод.
С седловины небольшого перевала видно, как позади один такой гигант выходит на наш след, некоторое время идет по нему, внимательно принюхиваясь, затем сворачивает в сторону. Это немного ускоряет наше движение, поскольку приходится тропить по свежему снегу. Разъезженные колеи то разбегаются по лавовым полям, огибая небольшие озерца, то снова сходятся вместе. Наконец длинный тягун вниз и охотничий домик с ожидающей нас машиной.
По пути в Петропавловск-Камчатский сворачиваем в Эссо — поселок, называемый Камчатской Швейцарией.
Он расположен среди отрогов Срединного хребта, дорога идет вдоль реки Быстрой, по которой проводится короткий рафтинг 2 КС. Сложных порогов на реке нет, затяжные шиверы и протоки. В поселке горнолыжная трасса с подъемником, несколько гостиниц для туристов. Недалеко начало зимника на Палану и старт гонки «Берингия» на собачьих упряжках.
Главная достопримечательность поселка — термальные воды . Ими отапливаются дома и 25-метровый пожарный водоем в центре, переоборудованный в открытый бассейн. Вода подается из артезианской скважины и сбрасывается в русло ручья. Купание в теплой воде после зимы на вулканах очень приятно, но плыть в такой воде тяжело.
На следующий день нас ждет самолет в аэропорту "Елизово".