Уксунйоки - в поисках 6-го падуна.
Г. Пакин: gpsigma@yandex.ru
Река Уксунйоки
"На Ууксе есть ещё один большой падун - где-то в верховьях..." Сказки деда Щукаря
Уксунйоки - небольшая река Северного Приладожья. В мае по ней можно совершать непродолжительные паводковые сплавы. Обычно проходится в связке с другими реками (Лоймолан, Тохмайоки). Благодаря протяжённым плёсовым участкам в среднем течении проходима и летом на лёгких надувных судах. Паводок бурный, в конце апреля-начале мая, прохождение 5 падунов в нижнем течении в это время оптимально на надёжных больших судах или жёстких КНБ, каяках.
Падуны верхнего течения:
Падун верхнего течения. Фото:http://www.panoramio.com/photo/68343606?source=wapi&referrer=kh.google.com
Препятствия есть и на (Л) притоке - р. Муаннонйоки, впадающем выше п. Райконкоски.
Дорогостоящей заброски можно избежать, если воспользоваться рейсовым автобусом Петрозаводск-Сортавала через Суоярви (13-45 ежедн. от автовокзала, прибывает в п. Райконкоски в 18-25 ) и подниматься вверх по системе озёр. Уровень воды - средний паводок (на спаде) - после 10 мая.
Участок среднего течения от п. Райконкоски до моста автотрассы Р-21 обычно стремятся пройти быстрее, чтобы застать воду на падунах. И хорошо, если на озёрах нет льда в начале мая. Все, кто приезжает в Райконкоски, в большую воду обращают внимание на бурную шиверу (порог Мостовой-1) . Протяжённостью около 1400 м, она начинаетсяот жд моста и заканчивается у окраины посёлка. Бочки, пульсирующие валы до 1 м на пике паводка и габаритный непроход по высоте под мостом. Выше на 2 км есть ещё 3 порога (Перттикоски, Пиени-Каллиокоски) и цепочка мелких озёр, соединённых короткими протоками. В одной из них, по рассказам старых туристов, есть серьёзный падун (6-й на реке). Местным жителям он хорошо известен. Называется "Мельница", по остаткам разрушенной финской мельницы на падуне. К нему можно проехать, если на 22 км автодороги Райконкоски-Толвоярви свернуть направо, по хорошему деревянному мосту лесовозной дороги переехать р. Уксунйоки и после моста сразу повернуть направо по лесной дороге вниз по течению реки.
Через 500 м она приведёт к поляне над падуном со следами многочисленных кострищ. По пути придётся пересечь узкую протоку реки глубиной 20 см, отходящую от основного русла. Выше поляны на реке находятся остатки шлюзов:
За ними идёт крутопадающая шивера, переходящая в падун в узком скальном ущелье.
Общий перепад 12 метров, из них на падун приходится около 6 м. Сам водоскат не отвесный, крутизной около 50 градусов, в русле стволы деревьев.
Для тех, кто уже достает каски и гладит свои каяки, сообщаю: падун "Мельница" можно пройти только на пике паводка, когда ступенька достаточно покрыта водой, перед этим нужно очистить русло от стволов упавших деревьев.
Участок реки ниже падуна до п. Райконкоски протяженностью 20 км можно оценить 1КС, это цепь небольших озёр, соединённых короткими протоками с перекатами. На пути встретятся 3 многолетних завала, один из них длинной более 300 м:
- результат неудачной попытки лесосплава. 3 коротких порога не сложнее 2КС расположены перед п. Райконкоски.
Ссылка:http://www.vvv.ru/papers/textview.php3?paper=196
Место нашей высадки находится приблизительно на 20 км севернее п. Райконкоски на проселочной дороге у моста через реку. В течение дня по проселочной дороге проехало несколько машин с местными жителями (рыбаками, охотниками), настроенными достаточно дружелюбно. Сразу за мостом быстрое течение, небольшие шиверы, к тому же речка сильно виляет и шириной не более 7 метров. Посреди реки попадаются затопленные островки с большими кустами и бревнами. Еще через метров 300 мы чуть - было не врезались в бетонные плиты заброшенной мельницы (на карте никак не обозначена, ориентиров практически нет, шума воды не слышно, т.к. перед мельницей 200 - метровая шивера, с воды видны небольшие бетонные плиты с лежащими на них бревнами). Сразу за мельницей мощный водоскат длиной около 100 метров и перепадом высот около 20 метров, обнос (П). Дальше река впадает в маленькое озеро.
Далее плывем в основном по череде плесов. При переходе из одного плеса в другой река сильно сужается, и появляются быстротоки. В 1805 подплыли к огромному затору из сплавляемых бревен длиной около 150 метров (на изгибе реки). Перед завалом сильное течение и шиверы. По этому надо заранее посмотреть место для зачаливания у самого затора, выйдя на берег до начала шивер (ориентиров нет). Обнос лучше проводить по левому берегу (в этом месте река как раз поворачивает налево).
Река все также представляет собой череду плесов, иногда сужаясь и набирая скорость. Местами попадаются небольшие шиверы. Попадаем на очередной затор из бревен. Однако здесь река разлилась достаточно широко и удается протащить катамараны через несколько бревен между деревьев вдоль левого берега. На прохождение этого препятствия потребовалось 55 минут. Метров через 300 реку перегородили несколько поваленных деревьев, но перетащить через них наши судна было не очень сложно.
Добираемся до старого полуразвалившегося бревенчатого моста. Обнеся катамараны, справа от моста (обнос около 30 метров) останавливаемся на обед.
Дальше озеро длиной около 1 – 1,5 км, вскрылось ото льда только наполовину (его северная часть). До 13 часов плыли преимущественно по спокойной воде (небольшие озера и плесы). В 1320 проплыли мимо бетонных плит (возможно основание заброшенного моста). В этом месте река сужается и появляется быстрое течение. Метров через 200 очередной завал (возможно на месте порога) при впадении справа небольшой речушки (из-за завала и густого леса ее можно увидеть, лишь выйдя на правый берег). Обследовав оба берега, принимаем решение обноситься по левому берегу. Берега здесь крутые, холмистые и густо заросшие, поэтому перенос катамаранов отнял уймы сил и времени.
Примерно через 300 метров - первый порог на небольшом изгибе реки влево. Сложности для прохождения на катамаранах порог не представляет. Просмотра не требует, из–за большой воды торчащих камней нет. Стоит лишь учесть изгиб реки, однако, струя все равно выносит куда надо.
Через 400 метров после порога опять завал, правда несравнимый с предыдущим. Его мы проходим по правому берегу менее чем за час. Длина завала около 100 метров. Сразу после него быстрое течение и небольшой порожек. Через 5 минут сплава видно вышку лесопилки. Проплыв по течению еще около километра попадаем в Райконкоски. Чалимся к левому берегу перед железнодорожным мостом, сразу за ним порог требующий просмотра (Мостовой-1).
Порог достаточно длинный (около 1,5 – 2 км, вместе с выходной шиверой) и проходит через весь поселок. На всей его длине мощное течение и валы. Сложность (опасность) прохождения заключается в очень низком автомобильном мосте (метров через 150 после ж/д моста) и вале под ним. Проплывая под мостом обязательно надо пригибаться. Сразу за мостом косая бочка, валы около 1 метра и река резко поворачивает на право (здесь хорошее место для страховки с берега, страховку с воды организовать очень сложно (негде зачалиться).
На левом притоке р. Муаннонйоки:
Ссылка: http://lib.ru/TURIZM/uuksa2.txt
р. Муаннонйоки и верхний участок р.Уксунйоки от р. Муаннонйоки до ст. Райконкоски содержит несколько интересных порогов и шивер. На р. Муаннонйоки есть большой многолетний завал в начале порожистого участка. На отдельных участках в русле встречаются свежие упавшие деревья. Ширина реки не больше 6--10 метров. На реке есть длинная извилистая крутопадающая шивера "Снежная". При впадении реки Муаннонйоки Уксунъйоки представляет собой вытянутое вялотекущее озеро с красивыми берегами, поросшими сосной.
Подходы: *-мои комментарии
От станции Райконкоски на восток вдоль железной дороги около 700 метров до моста через Уксунйоки. Перешли на левый (по течению) берег реки и стали подниматься к верховьям реки по тропе, идущей вдоль берега. С жд насыпи крутой осыпной спуск, есть тропинка. Время отсчитывается от момента пересечения железнодорожного моста через реку. Через 20-25 минут - развилка: пошли по левой тропе. 35 минут от моста-перешли ручей. По левому берегу есть остатки дороги (она обозначена на финских картах 1938 г). Сейчас по ней идёт тропа рыбаков, местами заболоченная и сильно заваленная буреломом. Ручей переходят по бобровой плотине выше тропы. После прокладки новой лесовозной дороги на левый берег этим участком тропы пользуются редко. 1 час 20 минут перешли второй ручей. Между ними тропа идёт по чистому сосновому лесу и пересекает новую сдвоенную лесовозную дорогу, по ней сейчас и ходят местные жители. 1 час 40 минут - развилка-пошли по правой тропе (левая тропа через 1 км выходит к реке у пор 2). 1 час 47 минут сошли с основной дороги на тропу, идущую влево. Тропа пересекает наискось свежие вырубки и плохо заметна. Я посто прошёл 500 м по увалу до места, где в 100 м от начала шиверы лежит бревно с поручнями для перехода на другой берег. Дорога вдоль реки заброшена, мостов через р. Муанонйоки и Уксунйокки давно нет. 1 час 57 минут дошли до реки Муаннонйоки у большого завала. У завала собрались. От завала против течения до озера Ала-Сулкиоярви 2 км спокойной воды (по сведениям местных рыбаков). Длина пешей части составила около 10 км.
Лоция: Пр1 - перекат, начинается от завала (L=200 метров, перепад около 1 метра). Далее плес 20 минут. Пр2 - шивера"СНЕЖНАЯ", L=400 метров, перепад около 8 метров. Через 100 м после ее начала дерево в сливе.
Шивера узкая с выраженной струей, змейкой идущая вниз. Через 150 м ниже моста ступенька во всё русло с перепадом 0,5 м и небольшой бочкой. Ориентир-небольшая скала у левого берега.КС-2.
Русло реки поворачивает на юг. Далее 10 минут плеса и завал (пара брёвен). Пр3-5-шиверы, разделенные плесами по 100-200 м. Две из них с заметным уклоном и перепадом около 2 м. Через 10 минут впали в р. Уксунйоки (Уксунйоки-узкое озеро с красивыми берегами, поросшими сосняком). 20 минут хода до выхода из озера. Пр6-шивера. Начинается после стальной трубы (остатки старого моста). Шлюзы разрушенной плотины, проход по центру, небольшой слив. Далее два завала, разделенных небольшим плесом (второй на месте переката). Завалы очень солидные. Многолетние. Общая длина до 100м в протоках острова. Обнос по неудобной тропе левого берега к мосту новой лесовозной дороги. Под ним несложный перекат. Пр7-шивера-порог в небольшом скальном коридорчике, есть небольшой навал к стенке правого берега, на выходе валы 0,7 м, КС-2. L=100м. Далее завал. Пр8-Шивера L=100м. Отсюда видна вышка лесобиржи. Через 10 минут хода мост железной дороги. Пр9-"МОСТОВОЙ-1", L= 1-1. 2 км (вместе с выходной шиверой). Перепад около 10-15 метров, много камней. Есть застрявшие в камнях бревна у берегов. Порог начинается под железнодорожным мостом, проходит под шоссейным мостом и заканчивается под пешеходным мостом.
Ссылка:http://www.afanas.ru/myreport/uuksa/uuksa.htm
ПЕРВОЕ, что нужно решить - стоит ли идти порог Райконкоски (Мостовой-1). Ключевое место находится в самом начале порога и в случае киля придется плыть длинную мощную шиверу на потеху всему поселку. Если колеблетесь - сходите налегке назад по путям до моста, перейдите по нему на ЛБ и спуститесь до первого дома (от моста - метров 70). Посмотрите и умножьте трудность в уме на два. С берега все просто, но вода жёсткая. По моему личному впечатлению порог не легче "Храмины" (Падун-4), во всяком случае Храмину мы прошли легко, носом и без видимых попыток реки нас накренить, а Райконкоски внес нас во вторую свою бочку полулагом и слегка тряханул. Но груженый "Егерь" так просто не киляется - и мы как ни в чем не бывало поплыли дальше - спасать кильнувшуюся полминутою раньше "Ласточку-11".
На восток по путям до железнодорожного моста через реку, перейти через нее, спуститься с насыпи налево в лес, там есть тропинка (весь поселок - справа от насыпи). По тропинке метров сто - и справа от тропы в лесу появляются холмы для установки лагеря, а слева, у реки, кончается околомостовое болотце и можно спускать суда нормально.Мы поставили палатки (на холмах ) и спокойно доспали. Несмотря на протоптанность тропы и близость поселка за все время стапеля и отплытия мы никого поблизости от лагеря не видели. Дров куча. Сухо. От станции до стоянки мы прошли 800-900 метров.
пор "Райконкоски"(Мостовой-1) - начинается под ж/д мостом мощной шиверой, после локального изгиба налево напротив дома - ключевое место с двумя бочками (просмотреть это место полезно заранее, а дальше можно не смотреть), далее до автомоста - мощная шивера, после автомоста и до пешеходного моста - мелкая шивера с островом вначале. Из-под автомоста следует выскакивать правее и огибать остров справа - там глубже. Шиверы везде можно идти по струе - проходы чистые.
На сплавной участок реки протяжённостью 20 км выше п. Райконкоски можно попасть по дороге, идущей в верховья реки на СЗ, либо подняться вверх по течению.
В среднем течении Уксунйоки:
В нижнем течении порог "Каньон" :
Что дальше:
Ссылка:
Дневник похода: Уксунйоки-Видлица май 2015 Дневник похода