Шуя-24
Южная Шуя — 24.
Летний сплав в Карелии на байдарке «Щука».
Маршрут: оз. Суоярви — р. Суойоки — р. Шуя — пос. Шуя.
Протяженность маршрута 195 км. Продолжительность 10 дней (06.08-15.08 2024 г.)
Категория сложности — 2.
Маршрут пройден в условиях засушливой и теплой погоды при крайне низком уровне воды (-0,5 м от меженного). Условия сплава и характер препятствий при этом существенно изменились. На реке отсутствуют песчаные и галечные перекаты, и то, что заявлено в лоции Шилова как перекаты, в верхнем течении превратилось в сливы с крутым падением через россыпь крупных камней. Высота водоскатов и ступеней на ключевых сливах порогов существенно выросла, бочки ниже сливов в основном держащие, перегораживают треть, а иногда и всю ширину русла. Шиверы в среднем и нижнем течении стали существенно проще, исчезли высокие валы, на выходе струя обычно рассыпается на множество мелких потоков по каменной россыпи. Между препятствиями длинные плесы (по 10-12 км), течение на них полностью отсутствует. Стоянки чистые, их много (через 3-5 км), приурочены к препятствиям и береговым сельгам. Туристов на реке мало, встретили всего 5 групп, стоящих на порогах. Прибрежные деревни превращены в дачные поселки, магазинов в большинстве из них нет. Рыба на спиннинг ловится лучше в верхнем и среднем течении (щука, окунь, язь), ловить лучше в озеровидных расширениях вдоль края водной растительности.
Заброска: до г. Суоярви прямой поезд из Москвы через Ст-Петербург, огибает всё Северное Приладожье с остановками на мелких станциях.
Привычные в паводок реки в августе невозможно узнать, воды в них почти нет. В Суоярви от вокзальной площади 1 км на восток вдоль жд по дороге мимо магазинов, затем под мост и мы на берегу озера.
День 1: вышли в 13-30, за 4 ходовых часа прошли 16 км на север по озеру. Слабый встречный ветер, волна 0,3 м, острова вдоль линии движения создают хорошее укрытие от волны и ветра. Берега после выхода из города живописные, лесистые, много пологих возвышенностей, населенные пункты почти незаметны. Вода прозрачная, слабо кофейного цвета. Доходим до мыса перед истоком р. Суойоки, песчаный пляж, много созревающей брусники.
Слышен шум транспорта на мосту через реку. Подводная перемычка, идущая к берегу, обсохла, по ней грунтовая дорога на мыс. Чтобы войти в исток реки, мыс придется огибать.
День 2: прошли 24 км, остановились на хорошей стоянке в районе излучины перед оз. Щучье. По лоции в истоке реки после слабого переката перед мостом автодороги очень мелко. На самом деле глубина около 1 м, но на коротком плесе дно выложено крупными камнями, едва не достигающими уровня воды и совершенно незаметными на слабом течении. Поймав несколько камней, осторожно заходим под мост.
Порог Куст (ЛЭП) — первое серьезное препятствие. При низкой воде простая левая протока совершенно высохла, в правой протоке на левом повороте крутой слив на крупные камни. Требуется лавировка под правым берегом, просмотр обязателен, КС -3 для байдарки. В низкую воду порог становится существенно сложнее.
Порог Грива — красиво выглядит с жд моста в большую воду, особенно подсвеченный солнцем. Проезжая на поезде на север Карелии, давно мечтал на него попасть. В низкую воду это неторопливая шивера с плавными поворотами и ступенькой на выходе с бочкой по всей ширине русла. Проход, как в лоции, в обход бочки под левым берегом. Но нужно смотреть.
В устье р. Тарасйоки (л) хорошая стоянка на широком разливе, сюда приезжают купаться из деревни Суойоки, на плесе есть рыбаки. Сам приток мелководен, по такой воде на перекатах проводка.
Порог Медвежий (Мал. Кеняйкоски) — плита через всю реку, водоскат 1 м в центре русла, за ним держащая бочка. Проходим под левым берегом над сливом и по канализации в обход бочки. На выходе лодка застревает в камнях, не вписавшись в поворот.
День 3: 22 км, дошли до порога Кайтакоски (Узкий).
Начали с рыбалки на оз. Щучье. Все удачные забросы в северном заливе (щука, окунь), на самом озере сильный ветер и волна, поклевок не было.
Порог Олененок превратился в простую шиверу с пологими поворотами, мелким валом и большим разливом на выходе. где струя разбивается на множество мелких потоков среди камней.
Порог Угрюмый выглядит действительно впечатляюще, через главный слив провели лодку у правого берега.
Порог Узкий (Кайтакоски, Островной) — 2 высоких лесистых острова друг за другом, порог — крутопадающий слив с прижимом в правой протоке у нижнего острова.
Левая протока у второго острова сухая. Скальный мыс острова, опасный в большую воду, сейчас полностью над водой, видны промоины и небольшие гроты. В пороге пологий правый поворот , слабый прижим к скале острова (л), бочки до 1 м за подводными камнями. Встаем на правом берегу на хорошей стоянке на сельге, в глубине богатый черничник.
Стоянка на острове занята.
День 4: 24 км до порога Сарикоски.
До плотины Игнойла ГЭС остается 12 км стоячей воды. Вопреки лоции, обещавшей болотистые берега и отсутствие стоянок, болота к реке не выходят, берега сухие, покрыты хорошим лесом. Стоянки через 3-5 км, хорошая в устье р. Рыбоя (п) на высоком мысу с песчаным пляжем, следующие через 2 км напротив друг друга в устье (л)-притока, еще одна через 3 км (л) в излучине реки. Все стоянки на возвышенностях и береговых сельгах.
Деревянный мост перед плотиной между опорами во всю ширину русла забит лесом. Выше завала начинается тропа (нет, дорога!) обноса, желающие могут увезти судно на автотранспорте, есть таблички с номерами телефонов. Дорога длиной 400 м плавно идет на подъем, минует 2 дома с участками и спускается к подпорожному плесу. На берегу лесная поляна. Вдоль берега есть плохая тропа вверх к падуну Дюгу, на котором построена ГЭС.
На берегу у начала дороги лежит брошенная шкура от старой «Щуки». Надувные баллоны вынуты. Видимо, был разрыв чехла баллона, а зашивать не стали.
К падуну, расположенному ниже плотины, можно спуститься от дороги обноса по тропинке, уходящей влево вниз, как только минуете ограду участка первого дома.
Ниже водосброса ГЭС на левом повороте мощный, но пологий водослив с бочкой 1,5 м.
За ним S-образная змейка разгонной шиверы перед второй ступенью.
В этом месте тропинка выходит на бараньи лбы у нижнего слива падуна.
За сливом на правом повороте мощная проносная бочка выше 2 м, слева крупная поганка.
За ней на прямом участке следует выходная шивера, доступная для «Щуки».
Порог Кеняйкоски — двухступенчатый слив высотой 2 м с опасной держащей бочкой. В неё идет мощный подсос воды против течения и от обоих берегов, перепад уровней 0,5 м.
Проводка по мелководной протоке у правого берега.
Порог Мал. Валойне — прямой слив с валом 1 м даже в низкую воду. За ним цепочка жестких валов 0,5-0,6 м, обходятся слева.
Порог Сарикоски — в левой протоке 2 слива с плит, лежащих поперек русла. Бочку ниже верхнего слива можно обойти справа возле острова и пересечь русло над вторым сливом в обход нижней бочки под левым берегом. Маневр рискованный, течение может стащить в нижний слив. Есть канализация под правым берегом в обход обоих сливов. Катамаран идет по основной струе, для него кс-2. На острове большая красивая стоянка, вторая стоянка на острове в середине подпорожного плеса. Хорошо ловится рыба.
День 5: 18 км, остановились на песчаном пляже под соснами на северном берегу Шотозера.
Порог Кумиу — в малую воду несложная шивера с плавными поворотами, валы 0,3 м в скальном сужении на левом повороте, разбой на выходе.
Перед Шотозером в д. Соддер магазин (подняться 200 м по первой правой протоке, виден с воды). Вторая протока ниже — это приток реки.
При впадении в Шотозеро река образует дельту длиной около 2 км, русло шириной 60 м ограничено зарослями травы и водных растений, в основном камыш и хвощ. Встречный ветер, волна 0,3 м. В лесу на выходе слева мокрая стоянка, можно переждать непогоду. Шотозеро — крупный водоем площадью около 100 кв км, острова только в ЮВ-части, ветер быстро поднимает волну. Восточнее д. Нов. Пески на северном берегу несколько красивых протяженных песчаных пляжей.
На выходе из дельты держим курс на дома д. Нов. Пески. Волна достаточно пологая, но ветер усиливается и с запада надвигается грозовой фронт. Вскоре по воде уже тянутся полосы пены, на гребнях волн возникают отдельные буруны. Волны быстро достигают высоты 0,8 м, но остаются пологими. Движемся наискось к волне, забирая восточнее деревни в направлении пляжей. На первом пляже около деревни многолюдно, машины отдыхающих. Следующий за мысом пляж очень мал, сразу за ним начинается болото. Через 1 км за мысом большой пляж с прекрасной стоянкой в соснах, мелководным заливом с теплой водой, частично заросшим тростником и хорошо укрытым от ветра. С озера сюда докатывается только пологая зыбь, а грозовой фронт так и застыл на западе.
Палатку ставим под прикрытием береговых кустов и хорошо закрепляем. Уже поздно вечером ветер меняет направление, начинает дуть с озера. Сразу резко холодает, накрапывает дождь, который быстро переходит в сильный ливень. Всю ночь палатка сотрясается под порывами ветра, на берегу бушует прибой. А утром снова нас встречает ясное солнце.
День 6: 20 км, до стоянки у первого переката ниже Вагатозера.
Перевернутая для просушки и оставленная на распорках лодка улетела в лес. Собираем унесенные ветром и разбросанные по кустам вещи. Идем вдоль северного берега озера, ориентируясь на мысы. Ветер попутный, не сравнить с предыдущим днем. В д. Салменица в истоке реки дачи, магазина нет. Все стоянки по обоим берегам заняты автомобилями (воскресенье), в д. Ниж. Салма магазина также нет. Вагатозеро — тоже крупный водоем. На нем крепкий встречный ветер и острая крутая волна 0,4 м. Южная и западная части озера также заросли камышом. Идем вдоль зарослей в направлении южного берега и уже потом срезаем к истоку реки в широком заливе. Стоянка на мысу (л) сильно продувается, спускаемся вниз до начала перекатов, где находим приемлемую стоянку на (л)-берегу.
День 7: 20 км, до устья р. Кутижма (Л).
После Вагатозера река начинает течь. После серии перекатов мост в д. Киндасово. Направо от моста 200 м магазин сувениров, пиво, цены высокие. Магазин есть в дачном поселке на правом берегу в 3 км ниже моста. Подниматься к нему около 1 км вверх по правому притоку. Выходной — понедельник.
Порог Кутижмский — длинная неторопливая шивера проходится сходу, в конце мелководные разбои среди камней, напоминает шиверу Олененок.
За ним после устья р. Кутижма (л) небольшая стоянка на крутом мысе. Основная стоянка в глубине леса, темная и сырая.
День 8: 24 км, начало разлива у п. Чална.
В реке чувствуется течение. Берега повышаются и одеваются сосновым лесом. На этом участке катают туристов на коммерческих рафтах группами по 40-50 человек через пороги Юманишки, Бол. и Мал. Толли. На правом берегу на съездах к реке туристические кемпинги.
Порог Юманишки — в малую воду протяженная шивера в извилистом русле, валы 0,6 м, редкие слабые бочки.
Порог Бол. Толли — для «Щуки» доступен проход под левым берегом.
Начало левой протоки, позволяющей прямо выйти на слив, без воды. Заходим сложной змейкой от середины русла напротив центрального слива (в нем хорошая проносная бочка, в правом- держащая).
После небольшой ступеньки на выходе длинная косая бочка справа, идущая от острова и сбойка 0,5 м в основном сливе. Во время прохождения корму груженой «Щуки» сильно заносит на поворотах, приходится проскрежетать веслом по береговой скале, чтобы войти в центр сбойки. На высокой стоянке левого берега бесплатные зрители и флаг команды «Кочующие», известной своими хорошими отчетами и богатым материалом по пройденным рекам.
Порог Мал. Толли — 2 слива, в центре скальный остров. Левый слив более высокий и мощный, чем в Бол. Толли, но в него простой прямой заход с наплыва, позволяющий пробить сбойку с бочкой.
В д. Матросы на автотрассе у автобусной остановки 2 магазина, один круглосуточный, во втором обед с 13 до 14 ч. Ниже деревни река течет в высоких крутых берегах, поросших сосновым лесом, течение 5-7 км/час. Часты каменистые перекаты «Шуйского» типа — скопления крупных валунов в широком русле. От поворота на север начинается сплошная шивера, изредка прерываемая небольшими водоскатами высотой 0,5-1 м через половину русла в местах выхода скальных плит. Невысокая скорость течения и большая ширина русла позволяют вовремя принять решение и шивера идется сходу. После линии старой ЛЭП по берегам начинаются дачи и тянутся на протяжении 3 км до разлива у п. Чална (бывшая д. Кузьминская и Виданы теперь слились). Перед разливом бурный перекат с валами 0,5 м, за ним стоянка на высоком мысу (л). К ней тяжелый крутой подъем по сыпучей тропе, наверху ровная поляна в соснах, но из-за близости дороги днём могут заезжать автомобили.
День 9: 24 км до стоянки перед п. Шуя.
У п. Чална на реке широкий разлив, в д. Ниж. Виданы к реке выходят крутые дачи. До жд. моста течения практически нет, как в верховьях реки. За мостом жд после переката и автомобильного моста простые пороги Верх. и Ниж. Бесовецкие — шиверы в широком русле, прерываемые небольшими водоскатами и пологими сливами, валы до 0,4 м.
Через остров ниже п. Ниж. Бесовец обе протоки на реке перегорожены высокой сетью, уходящей под воду — чтобы туристы не приближались к охранной зоне аэродрома «Бесовец» (л). На острове сторожевая собака, бегает свободно. В сети у правого берега и возле острова местными жителями сделаны проходы для лодок. Катамаран в них не пройдет, но «Щука» свободно. Ниже острова река стоит до п. Шуя, где есть слабые перекаты. На всем протяжении берега безлесые, заросли кустарника и высокой травы, по обоим берегам дороги, выходы рыбацких стоянок к воде.
День 10: 3 км до п. Шуя.
Накануне встали на (п) берегу выше переката у поселка. По берегам всюду рыбацкие заколы, на воде много моторных лодок местных жителей. В черте поселка на реке слабое течение, выход перед автомобильным мостом на (л) берег к пожарному молу (грунтовая насыпь с камнями). От неё по дороге 300 м до автобусной остановки «Магнит».
Дальше до моста берег болотистый и сильно заросший.
Летом 2024 г мост ремонтируется, движение по нему перекрыто, рейсовые автобусы, следующие до Петрозаводска, заезжают в поселок, разворачиваются и пересекают реку по мосту автотрассы в 2 км ниже.