Уксунйоки-Видлица май 2015. Дневник похода.
р. Уксунйоки - р. Видлица
Пеше-водный маршрут по Северному Приладожью.
Регион - Карелия.
Сезон: май, конец паводка (24.05-01.06).
Маршрут: п. Райконкоски - р. Муаннонйоки - р. Уксунйоки(вверх) - сплав до моста трассы Р-21 - переезд на р.Видлица - Ладожское озеро.
Протяженность маршрута: пешая часть - 12+26 (рад.) км, переезд - 67 км, сплав - 195 км.
Продолжительность - 8 дн.
Категория сложности - 2.
24 мая - День 1: п. Райконкоски - р. Муаннонйоки (пеший переход 8 км).
Маршрут заброски, ставший уже привычным: с автовокзала в г. Петрозаводск (14-45) - рейсовый автобус до п. Райконкоски (18-25). 160 км по трассе за 6 часов. Дорога от Суоярви на участке перед Райконкоски с каждым годом становится всё хуже. ПАЗик продирается сквозь кусты, свисающие с обочины, подпрыгивая на многочисленных ухабах. Многие лесовозные дороги значительно лучшего качества. В посёлке смотрю уровень воды в реке. Пик паводка давно пройден, вода упала на метр. Вполне достаточно для сплава. От автобусной остановки поднимаюсь вверх по левому берегу реки. В пороге Мостовой-1 впечатляют уклон реки и скорость течения. Уровень воды средний.
По тропинке преодолеваю крутую жд насыпь. Вверх по левому берегу идёт старая дорога, она есть на финских картах 1938 г. Сейчас дорогой уже не пользуются, она сильно завалена деревьями и затянулась в распадках мхом. Колеи видны, есть тропинка рыбаков. По ней дохожу до первого левого притока. Это глубокий ручей шириной 1 м, перехожу его выше по течению по остаткам бобровой плотины. Дорога уходит на (СВ) вдоль заболоченной долины ручья, а тропинка вдоль реки поднимается на пологую возвышенность, заросшую редким сосновым лесом. Она четко видна во мху и свободна от завалов. До следующего ручья это самый приятный участок пути. Через 1 км тропа пересекает две параллельные лесовозные дороги. Дальше они расходятся. На реке виден добротный деревянный мост через Уксунйоки, которым пользуются местные жители. Тропинка дальше становится натоптанной, на ней прибавляется свежих следов. После второго ручья, текущего в неглубоком распадке, тропа отходит от реки и поднимается на пологий увал, пересекая наискось свежие вырубки. На них она просматривается с трудом. Выйдя на верх увала, она упирается в поворотный круг свежей лесовозной дороги и заканчивается, хотя по карте должна идти ещё с полкилометра до дороги вдоль реки. Лесовозка уходит на восток в район озера Ала-Сулкиоярви. Продолжаю движение на север по верху увала и через 1 км выхожу к началу шиверы "Снежная" на р. Муаннонйоки. Вдоль её левого берега должна идти старая дорога к обозначенному на карте мосту. Ни дороги, ни моста давно уже нет. В 100 м от начала шиверы есть переход со стропилами по поваленному дереву на уровне воды. Выше шиверы река медленно течёт по заболоченному лесу. Решаю осмотреть шиверу и на следующий день начать сплав от моста-перехода.
Шивера 2 КС, потяженность 400 м, уклон 25 м/км. Ширина русла 6 м, есть плавные повороты. В 100 м ниже перехода ступенька высотой 0,5 м через всё русло, за ней небольшая проносная бочка. Ориентир - крупная скальная глыба у левого берега. В шивере вал до 0,5 м, завалов нет. Не доходя поворота реки на юг, шивера заканчивается. Здесь на карте обозначен мост автодороги, ведущей к р. Уксунйоки. Нет даже его следов. По левому берегу есть свежие колеи, лесорубы выбирали еловый крупномер в пойме реки. Колеи уходят в болото и там заканчиваются. После проведённого осмотра возвращаюсь к началу шиверы. На увале нахожу поляну с ягодами прошлогодней брусники и ставлю палатку. Время 21 час, светло, уже почти белые ночи. Путь вместе с осмотром реки занял 2,5 часа, пройдено 8 км.
2 день - 25 мая: р. Муаннонйоки - р. Уксунйоки (5 км) сплав. Радиальный выход на озёра р. Вахерйоки (26 км).
Ниже поваленного дерева есть спокойный участок, от него можно начать сплав. Раньше река использовалась для молевого сплава леса, русло свободно от крупных камней. Узкая, но мощная струя быстро несёт лодку, вот уже плюхаюсь в бочку ниже полуметровой ступеньки. Первый сбой - проворачивается плохо закреплённая лопасть весла. Приходится уходить в тень за крупной скалой у левого берега. Неисправность устранена. Снова вниз по реке. Жёсткие валы сбивают с курса нос лодки, перехлёстывают через деку. Это при ширине реки всего 6 метров! Шивера заканчивается, река поворачивает на юг, на плёсе первый завал - несколько деревьев поперёк русла. Переваливаю лодку через стволы. Дальше река спокойно течёт. Никаких признаков моста. У острова в левой протоке короткий перекат. Дальше 150 м несложной шиверы.
Конец её не виден за поворотом, поэтому просматриваю по правому берегу. Справа ряж и чистый проход. Через 500 м широкий плёс Уксунйоки. По озеру поднимаюсь вверх. Миную узкую перемычку. На карте здесь обозначен порог, реально - глубокая протока со спокойным течением. Зато на месте бывшего моста короткий глубокий перекат. С трудом преодолеваю быстрое течение на вёслах. Слева на высокой сосновой гриве место для стоянки. Оставляю лодку и делаю радиальный выход к озёрам в верховьях реки Вахерйоки. Он был запланирован ещё дома. Когда смотрел карту, обратил внимание на большое число скальных выходов в этом районе. 4 км двигаюсь по бывшей дороге. Сейчас это малозаметная тропа, умело проложенная по возвышенностям в обход заболоченных участков. Перед р. Лаутаоя выхожу на идущую рядом свежую лесовозную дорогу и по ней на автодорогу Райконкоски - Толвоярви. Хороший грейдер, встречаются легковые машины. Прохожу по ней 3 км в направлении на Райконкоски до следующей лесовозной дороги, отходящей на запад. По ней через 4 км выхожу в намеченный район. По пути на вырубках видны выходы красных гранитов. Озера с крутыми берегами, поросшими сосновым лесом.
К сожалению, эффектных скал нет, в основном так обозначены крутые каменистые склоны. Везде свежие вырубки. На них много весенних грибов. Строчки, аурикулярии, редкая сморчковая шапочка.
Всё в изобилии. Побродив среди озёр, возвращаюсь на стоянку к р. Уксунйоки.
3 день - 26 мая: р. Уксунйоки - падун "Мельница" (25 км) сплав вверх по реке и обратно.
Сегодня предстоит подъём вверх по реке. После длинного озера Уксунъярви река представляет череду ламбин, соединенных короткими протоками. В них быстрые несложные перекаты, которые приходится обносить по берегу. Есть 3 многолетних завала, самый большой из них тянется на 300 м!
Видимо, перед началом лесосплава разведка русла была проведена недостаточно хорошо и не стали строить лесопропускной лоток. В результате вся партия заготовленного леса ушла в завал, который даже не стали разбирать, Он так и остался с середины прошлого века стоять памятником дармового труда Карлага и российской бесхозяйственности. Обнос завала по правому берегу. Выше, после серии перекатов и ламбин тянется довольно крупное безымянное озеро. В его верхней части бурной протокой впадает река. С воды видна длинная каменная кладка высотой около 3 метров. Её нужно обойти по берегу, чтобы подняться к падуну.
Падун "Мельница" хорошо известен жителям п. Райконкоски. Это разрушенная финская мельница, построенная на естественном водоскате.
Сохранились остатки бывшей плотины, подпорные стенки мельницы на левом берегу и водозаборный колодец, который рыбаки называют "Дольмен".
Общий перепад 12 метров, из них 6 метров приходится на падун. Река образует водоскат крутизной 50 градусов. В центре водоската весь поток дробится о большой выступ скалы.
Выше и ниже - крутопадающая шивера. В русле ветки кустов и стволы снесённых деревьев.
Проходимость водоската (?) вероятно, возможна только на пике паводка для каяков и небольших катамаранов. Потребуется большая работа по расчистке русла от завалов.
На левом берегу над падуном есть поляна. К ней ведёт лесная дорога от моста через реку. Это мост лесовозной дороги, отходящей на (В) от автодороги Райконкоски - Толвоярви на 22 км. Подъезды доступны для легкового транспорта.
На поляне следы многочисленных костров. С поляны видны быки бывшей плотины, перед которой можно пристать в улово, если сплавляться от моста (500 м несложной шиверы). В 5 км выше по реке, после впадения правого притока за оз. Киэриярви есть ещё одна разрушенная мельница, но к ней я уже подниматься не стал. Слишком мало воды. Обратный путь вниз по течению занимает меньше времени, приходится повторять обнос завалов.
Итак, путь вниз: от падуна тянется узкое и длинное озеро около 3 км. Берега сухие, высокие. По левому берегу идёт лесная дорога. В средней части озера на левом берегу изба рыбаков. За озером 2 ламбы, соединённые короткими протоками с быстрым течением. Вторая ламба заканчивается S-образным плёсом, в конце его скала у левого берега. Ниже плёса 150 м шиверы в узком русле, сильно заваленном ветками кустов и стволами деревьев. В конце шиверы виден многолетний завал. Можно пройти шиверу на маневренном судне (КС-2) и остановиться в улове перед завалом. Обнос по правому берегу через ельник. Длина завала 250 м и ещё метров 50 идут мелкие протоки.
Ниже снова ламбы, между которыми 3 переката по 150 м, в начале 3-го через всё русло реки лежит ель (проход слева). Затем 3 многолетних завала. Первый легко обносится в левую протоку через низкий травянистый остров. Остальные - 2 обноса по 20 м по левому берегу. Река Хаукиоя впадает слева малозаметным ручьём перед мостом лесовозной дороги. Под мостом короткий пологий слив. До оз. Уксунъярви небольшие легкопроходимые завалы и короткие перекаты. На озере россыпь моренных валунов у правого берега. На левом берегу невысокая г. Уксунселькя (167,1 м). Берега крутые, лесистые. Мост обозначенной на картах дороги на Муаннонйоки давно разрушен, на этом месте глубокий перекат.
Сама дорога превратилась в зарастающую рыбацкую тропу. Здесь стоит моя палатка.
День 4-5 - 27-28 мая: р. Уксунйоки до моста автотрассы Р-21 (80 км). Переезд на р. Видлица.
Ниже моста на картах обозначен пор. Елакоски перед устьем р. Муаннонйоки - его нет (гладкая протока). За озером встретятся остатки плотины (пор. Пертикоски). Проход через мелкий слив в центре. Ниже у острова многолетний завал. Обнос 100 м: неудобная крутая тропа левого берега выходит к мосту новой лесовозной дороги. За мостом короткая шивера (50 м). Следующий порог - "змейка" 150 м с навалом в конце на скалу правого берега и бурной горкой на выходе, валы 0,5 м. Можно идти сходу. Снова многолетний завал, за ним несложная шивера 70 м. Последний порог перед лесобиржей длиной 100 м с мощной струей и обливным камнем на выходе у правого берега. За ним валы 0,7 м. Дальше плёс с участками быстрины до жд моста в п. Райконкоски. По левому берегу тянется возвышенность, вдоль которой у реки идёт тропа. По правому берегу строения лесобиржи.
Сразу за жд мостом река круто уходит вниз. В просвете видны крыши посёлка и верхушки деревьев - порог Мостовой-1.
Начинается пологим водоскатом. Между жд и автомобильным мостами берега выложены крупными валунами. Большие глыбы в русле образуют несколько локальных сливов высотой 0,5 - 1 м и гряды косых валов высотой до 1 м. Большой уклон, высокая скорость течения.
За автомобильным мостом в 10 м прямой слив с бочкой через всё русло.
Ниже бурная шивера на правом повороте (в паводок река здесь затопляет лесистый остров и идёт напрямик сквозь деревья). В посёлке под пешеходным вантовым мостом прямой участок шиверы 2 КС в широком русле. На выходе из посёлка река разбивается на протоки. Основная - крутопадающая центральная, не просматривается за островом, возможны завалы. Левая протока маловодная, чистая. За посёлком река петляет по травянистому лугу, протоки сливаются в одно русло. Справа - высокий (15 м) песчаный склон, поросший соснами, есть стоянки.
Сложность порога (3КС) для катамаранов. Для байдарок она выше, и сильно зависит от уровня воды.
На пике паводка верхняя часть ниже жд моста становится проще, камни залиты водой, река превращается в бурный длинный водоскат, в котором нужно только удержаться на прочном судне. Зато в нижней части становится сложнее. Вода на скорости выше 20 км/час уходит под низкий автомобильный мост (12 мая 2012 г. просвет под ним был меньше 0,3 м и порог был непроходим), за которым экипаж, не успев разогнуться, попадает в бочку высотой до 1,5 м и влетает в затопленный лес. Если начинать сплав в п. Райконкоски, вывод о проходимости порога нужно делать на месте - "с колёс" вы сразу попадаете на сложную слаломную трассу. Когда экипаж "неразгрёбанный" и есть проблемы со слаженностью действий, сплав лучше начинать от излучины правого берега ниже автомобильного моста, где есть подход к воде и проходить только шиверу в посёлке.
Участок р. Уксунйоки ниже п. Райконкоски хорошо известен и описан многократно. Остановлюсь на том, чего нет в отчётах. Река напоминает мусорную свалку или весеннюю подмосковную речку ниже дачного посёлка. Все прибрежные кусты вдоль воды увешаны мусором на протяжении нескольких километров, до самых озёр. На озёрах есть хорошие стоянки, особенно в районе автомобильного моста трассы А-131.
За мостом на оз. Уксуярви форелевое хозяйство, проход справа. К садкам просят не приближаться. Через 1 км слева глубокая протока из оз. Картаярви. Если в неё зайти, возле разрушенного моста через протоку место для стоянки на бывшей лесной дороге. На озере Картаярви хороших стоянок нет. Лес подходит прямо к воде. Вдоль обоих берегов есть лесные дороги.
В озеро Картаярви впадает р. Картайоки - левая составляющая р. Уксунйоки. Выше озера она долго петляет между залитыми водой деревьями, а за большим островом спокойно течёт в глухом еловом лесу сквозь многочисленные завалы на протяжении 2 км. Они не позволили мне подняться вверх по реке. В районе песчаного карьера, где близко подходит трасса А-131, на реке есть 2 протяженные шиверы, разделённые участком быстротока выше карьера. Верхняя шивера сложнее, начинается после линии ЛЭП, имеет большой уклон, повороты и крупные камни в русле.
В 100 м от начала есть скальное сужение с водопадным сливом высотой 1 м, ниже участок с крутым падением.
За ним высокий деревянный мост лесовозной дороги, За мостом река становится проще. Шивера проходима только в большой паводок (КС-3). В остальное время река маловодна.
Выше шиверы при расчистке ЛЭП весь лес оказался в реке, образуя протяженные завалы. На линии ЛЭП идёт плохая тракторная дорога, по которой можно попасть к началу шиверы (1 км). Можно также подняться вверх по левому берегу реки от моста лесовозной дороги (500 м). Выход с реки за карьером на трассу А-131 (100 м). Сквозное прохождение р. Картайоки от моста жд я считаю нецелесообразным из-за маловодности, узкого русла и большого количества завалов. В 2 км выше жд моста на реке есть крутопадающий участок в районе скальных выходов отм. 159,4 м. Скорее всего также непроходимый из-за завалов.
Вернёмся на р. Уксунйоки. За оз. Похкапохъярви (последнее из озёр) хороших стоянок на реке долго не будет, до оз. Полвиярви, соединенного с рекой короткой протокой шириной 1 м. Стоянка на левом берегу большая и достаточно сухая. Здесь заканчивается тропа перехода с р. Лоймоланйоки из оз. Сариярви. Уксунйоки много петляет в низких болотистых берегах, сплошные завалы из старых елей следуют через каждые 1-2 км. Река ниже п. Райконкоски не использовалась для лесосплава, поэтому неразобранные завалы сохранились в первозданном виде, а пороги и шиверы "злее", чем на соседних р. Тулемайоки и Видлице, так как не подвергались расчистке.
Сначала это простые перекаты и шиверы, последние 10 км перед мостом автотрассы Р-21 они следуют друг за другом и сложность постепенно нарастает. Порог "Тюфяк" заслуживает осмотра. Выходы матрасовидных гранитов в большую воду образуют пологий слив с бочкой через всю реку (КС-2) после шиверы на левом повороте реки. В малую воду плита обсыхает у левого берега, справа бурный ступенчатый слив с бочкой (КС-3). Бочку можно обойти слева, прыгнув с плиты по мелководью (слив 0,8 м), куда можно попасть прострелом основной струи на повороте, либо из левой протоки в обход острова (на выходе из протоки обливняки - осмотр ! ). Пишу так подробно, потому что на выходе из левой протоки сел на камни и лишь тогда увидел перегораживающую всю реку каменную ступень с водопадным сливом . Пришлось импровизировать.
Ниже моста трассы Р-21 на правом берегу хорошее место для сборки судов. Отсюда обычно начинают сплав по падунам нижнего течения. В этом походе у меня другие планы. Я сдуваю лодку и попуткой переезжаю 60 км на восток до моста через р. Нялма.
Под мостом простой водослив, дальше 4 км стоячей воды до Ведлозера. Остров Сало с хорошей стоянкой находится в стороне, поэтому ночую на сырой рыбацкой стоянке на попутном мысу.
День 6 - 7, 29-30 мая: Ведлозеро - р. Видлица - Ладожское озеро (100 км).
В одном из отчётов прочитал, что если идти препятствия р. Видлица сходу, всю реку можно пройти за один день. Это заблуждение. р. Нялма+Ведлозеро - это 12 км стоячей воды. Сейчас вода на метр ниже максимального уровня, но даже на широких мелководных перекатах верхнего течения проблем с прохождением нет (они будут летом из-за мелководья). Однако за порогом Кивинпада перекаты заканчиваются. Сам порог стоит посмотреть.
Это типичное препятствие Видлицы, подобные ему будут в нижней части - длинные бурные водосливы в чистом от камней русле. В правой протоке трек с валами и навалом на правый берег. На входе может быть проносная бочка. Средняя протока прямая, с крутым свалом в конце, мелководный проход ближе к правому берегу. Троса в ней уже давно нет.
Дальше река течёт почти строго на юг. Длинные широкие (60-80 м) плёсы с заболоченными берегами, встречный ветер и полное отсутствие течения. Почти 30 км до оз. Синемукса, перед ним вновь появляются перекаты. Совершенно не похожа на ту бойкую речку, что течёт ниже п. Большие Горы. Так что пройти всё за один день планировать не стоит.
Ниже впадения протоки из оз. Синемукса до п. Большие Горы - самые интересные препятствия реки. Пороги Синамус, Пярзамус, Хамакоски, Риккин в лоции Шилова. Выглядят как бурные мощные шиверы с большим уклоном и высокой скоростью течения.
Крупные камни остались только у берегов, в русле они удалены при лесосплаве. Хотя препятствия из-за поворотов русла до конца не просматриваются, на катамаране можно идти сходу. На байдарке ширина русла позволяет уходить от крупных валов (в паводок до 1,5 м), но Пярзамус, например, рекомендую посмотреть, не столько с технической стороны, сколько с позиции видеосъёмки. Лодка, идущая по валам со скоростью 30 км/час, смотрится великолепно. В конце апреля - начале мая, раз в 10 - 15 лет, теплые весенние дожди сочетаются с бурным снеготаянием и наступает суперпаводок. В шиверах Видлицы и Капши можно увидеть 2-х метровые косые валы, которые упоминались в старых отчётах, когда открывались плотины во время лесосплава.
У д. Большие Горы реку пересекает хорошо наезженная дорога. Высокий деревянный мост, почему-то упоминаемый не во всех лоциях. Более чистые пролёты справа, левые забиты плавником. Ниже до д. Видлица быстрое течение, простые длинные перекаты, высокие красивые берега.
Дорога по правому берегу. Оживленное движение. На Ладожском озере за д. Устье Видлицы на ЮВ на 20 км тянутся пляжи.
Берег - песчаные холмы, поросшие соснами. Вставать можно в любом месте, в местах автомобильных выездов остатки стоянок. Летом здесь многолюдно. Привлекают внимание старые сосны, скрученные временем и чистая прозрачная вода.
Просматривается даже противоположный берег озера.
День 8 - 31 мая: выезд в Лодейное Поле.
Поезд, ходивший из Янисъярви и Питкяранты в Лодейное Поле, теперь отменён. Он удобно подходил к вечерним поездам на Москву и Питер, и все им пользовались. Автобусы ходят редко, с пересадкой в г. Олонец на Лодейное Поле или Петрозаводск. По лесной дороге выхожу на автотрассу в районе жд переезда и ловлю попутку до г. Олонец. Из города есть 2 выезда на Мурманскую трассу - на север и на юг. Между ними около 10 км. Искать машину в Лодейное Поле лучше в районе автовокзала.