Мга и Сясь. Весенняя связка.
Реки Мга и Сясь.
Хорошую реку "Сясью" не назовут.
Дед Щукарь.
"Сясь"(вепс.) - комариная.
Водный поход в конце паводка по рекам Северо-запада Европейской части РФ (19-23 апреля 2019 г.).
Средство сплава - надувная байдарка "Щука-3".
Протяженность сплава 220+21 км км. Категория сложности 1 (усл.)
Продолжительность сплава 5 дн. Сезонность - 2-3-я декада апреля.
После нескольких весенних походов на Южном Урале возникла необходимость провести тренировочный поход по несложным рекам Северо-Запада для подготовки к летней экспедиции на ледники Прибайкалья. Спортивный участок на р. Мга в Ленинградской области имеет небольшую протяженность (всего 21 км), с реки от ст. Мга прямой переезд к началу сплава от п. Неболчи на р. Сясь (210 км). Отъезд электричкой от ст. Колчаново.
С середины апреля р. Мга в районе д. Турышкино служит тренировочным полигоном для водников Санкт-Петербурга. На пороге стоит стационарный лагерь. Пик паводка обычно приходится на 10-15 апреля, сложность препятствий до 3 КС, недостаток - палатку придется ставить в снегу, что не добавляет оптимизма в случае переворота. После 20 апреля снег сохраняется на затененных склонах, но и большая вода уходит, уровень снижается на 0,5 м, в русле обнажаются камни. На р. Мга горизонтальные плиты песчаника перекрывают русло, создавая необычные для Европейской части пологие водоскаты с небольшими бочками через всю реку. К сожалению, спортивные участки лежат в черте дачного поселка и очень коротки.
От станции до моста в д. Турышкино не более 1 км. Из Москвы сюда можно доехать на электричке в 5-29 от ст. Посадниково (остановка поезда на ст. Ирса в 3 км). Начинать сплав выше от ст. Погостье не стоит - река петляет по болотам, спортивных препятствий нет, много завалов. От моста в Турышкино начинаются перекаты в русле шириной 10 м. Протоки, острова, высокая скорость течения. Река успокаивается через 2 км и спокойно течет мимо дачного поселка на правом берегу. На левом берегу лес, в пойме кустарник. Основной участок порогов обозначен на карте. Начинается бочкой через все русло, по ней можно определить мощность последующих препятствий, которая сильно падает с уровнем воды. Перекаты прерываются пологими водоскатами с локальными бочками, которые можно обойти. К концу участка (2 км) нарастают уклон и мощность препятствий. Однако небольшая глубина позволяет легко покинуть реку и собрать предметы, утопленные предыдущими экипажами на пике паводка. Ниже поляны на правом берегу со следами лагеря снова участок спокойного течения до конца поселка. Здесь река делает поворот направо, прежде чем рассечь невысокую гряду, в створе которой находится плотина. Течение ускоряется, правый берег обрывистый, высотой до 2 м, в русле один за другим 2 крупных обливных камня, за ними слив через каменную гребенку высотой 0,5 м и выход на двухступенчатый слив в створе плотины с бочкой через все русло. На спаде воды она поверхностная, проносная, высотой 0,5 м и опасности не представляет. Ниже плотины шивера тянется 500 м.
После плотины и шиверы до п.Мга на реке препятствий нет. Много меандров, течение 4 км/час. Если плыть вдоль поселка (он на правом берегу), встретится плотина. Слив высотой 0,5 м, за ним глубокая бочка с зоной противотока 3 м. Место опасное, в случае переворота страховка "морковкой". Ниже до первого жд моста препятствий нет. Выйти к станции Мга можно по песчаной тропинке вдоль путей, затем через переезд (3 км). От неё поездом №610 С-Пб - Сонково в 2-30 ночью приезжаю на ст. Неболчи.
Описание майского сплава по р. Сясь: http://www.turizmvnn.ru/report/na-baydarkah-po-reke-syas/
Доехать сюда из Москвы в апреле сложно, прямого поезда нет, а пересадки не состыкованы. До реки у д. Мачеха по дороге 5 км. Часть пути бодро прохожу пешком, потом меня подбирает попутка. За мостом через р. Сясь на бугре у дороги ставлю палатку. Постановка палатки в полной темноте в 3 часа ночи дает очень необычные впечатления, каждому рекомендую попробовать. Просыпаюсь только в 9 утра от шума проезжающей машины. Переношу вещи к мосту и начинаю подготовку к сплаву.
День 1: 20 апреля 2019 г. мост д. Мачеха - выше д. Заболотье (40 км).
Истоки р. Сясь лежат на Тихвинской гряде на высоте свыше 200 м над уровнем моря. В отличие от р. Мга (45 м над у. м.) в верховьях паводок только начинает спадать, река течет вровень с берегами, подмывая прибрежные снежники, хотя долина реки уже освободилась от снега на солнечных местах. Цветёт копытень.
Скорость течения до 5 км/час, ширина русла у моста около 10 м. Через 2 км река поворачивает на север и выходит в широкую заболоченную долину. Русло начинает петлять, появляются завалы, часть которых уже распилена. Река часто поворачивает на 180 градусов, через 1 км сплава попадаешь к прежнему месту, только река течет в противоположном направлении и на полметра ниже. Хороший уклон и приличная скорость течения почти не помогают продвижению. Вдоль правого берега идет грунтовая дорога к д. Подберезье и Жадово. В д. Жадово 2 низких моста (обнос) и до 4 поваленных деревьев на уровне воды, также требующих обноса. По ним местные переходят с берега на берег. Пойменный лес, берега частично открыты, встречаются небольшие разливы. Сплав утомителен и требует маневренного судна. Река продолжает течь среди болот, зимники лесорубов тянутся вдоль реки. На правом возвышенном берегу стоят заброшенные деревни (Смолино, Бережок), места достаточно глухие, вечером на берегу встречаю стадо кабанов, 8 голов, взрослые и подсвинки, подпускают метров на 10 и не торопятся уходить. Уже темнеет, останавливаюсь на ночевку.
День 2: д. Заболотье - д. Липная Горка (76 км).
Сегодня нужно догнать график и сделать небольшой запас хода. После впадения правых притоков русло расширилось до 30 м, завалы исчезли, долина реки сузилась. Здесь на карте обозначены пороги, хотя опасны они для деревянных плотов в межень, весной это длинные перекаты в широком русле. Камни залиты, высота валов до 0,3 м. Река прорезает Балтийский щит на пути к Ладожскому озеру, прослеживаются 3 надпойменные террасы, в стороне от реки по обоим берегам лежат обширные болота. Деревни заброшены.
После ур. Низовье до устья р. Воложба идут Костринские пороги - те же перекаты, но чуть мощнее. Лишь на одном, с навалом воды на правом повороте, высота валов выше 0,5 м. За устьем р. Воложба к реке подходят дороги и появляются жилые поселки, многие из которых заняты дачами, Сказывается близость г. Тихвин. За д. Мелегежская Горка река долго петляет в полях. Берега становятся высокими, у д. Марково и Липная горка на поворотах несильные перекаты в широком русле.
День 3: д. Липная горка - д. Погорелец (60 км).
Река шириной 50 м течет в лесистом ущелье. После устья р. Тихвинка (п) вдоль правого берега идет шоссе, деревни и дачные поселки стоят наверху, иногда с реки видны отдельные дома.
Появляются глинистые обрывы, оползни, ниже в обнажениях видны горизонтальные слои песчаников и алевролитов. Берега местами каменистые, встречаются одиночные довольно крупные гранитные валуны, принесенные ледником. Уровень воды упал на 1 м, в отличие от залитых паводком верховьев. Перекатов мало, отдельные быстрины. Видимо, в летнюю межень сплав стоит начинать в районе г. Тихвин, по нижнему течению рек Воложба или Тихвинка.
День 4: д. Погорелец - ст. Колчаново (40 км)
Вдоль правого берега идет шоссе , но река течет в глубоко врезанной долине. Склоны крутые, обрывистые. Из болот постоянно впадают ручьи, многие текут в крутых оврага, образуя на выходе к реке весенние водопады.
Отмечу лишь 3: у д. Теребуня (л) высотой 3 м, перед жд мостом в Колчаново (п) каскад мутной воды 5 м, за автомобильным мостом (п) 4 м в черте поселка. Обозначенный на карте порог (д. Порог) просто остров по середине реки. Длинный перекат в широком русле тянется в излучине у Колчаново (около 2 км), после поворота на север течение резко прекращается - сказывается весенний подпор Ладоги. Под жд мостом уже стоячая вода. Ниже Колчаново в песчаных обрывах правого берега расположены Ребровские пещеры - 3 искусственные выработки 30-х годов по добыче кварцевого песка. Видимо, его вывозили на баржах по воде. Нижняя хорошо доступна, высота входа 1 м, в 5 м над рекой. Длина ходов несколько сот метров., высота до 2 м, есть следы старых обвалов. Одна штольня в глубине полностью завалена, из-под завала вытекает небольшой ручей, На поверхности ему соответствует вторичная карстовая воронка, что образовалась над выработками в слоях песчаника. Глубина воронки до 2 м, завалена бытовым мусором, так что пещерную воду пить не стоит. По крутой тропинке от выхода штольни можно подняться на береговой откос высотой около 15 м, отсюда 2 км до ст. Колчаново (эпектричка до ст. Воховстрой-1,2, Лодейное Поле).
Притоки р. Сясь:
р. Воложба (п) - крупный приток, берущий начало на северных отрогах Тихвинской гряды. Для спортивного сплава пригодны крутопадающие низовья её левых притоков - р. Черенка, Рагуша, Лининка. В среднем течении они текут в глухих заболоченных лесах со множеством завалов. Последние 4-5 км перед впадением в р. Воложба протекают в лесистых оврагах с уклоном 10-12 м/км. Препятствичя - протяженные крутопадающие шиверы в узком русле, разбои, заросшие острова, снесенные деревья. Наиболее известен "каньон" р. Рагуша с понорами и скальными выходами, с препятствиями до 3 КС на пике паводка (первая входная шивера ниже автомоста, переходящая в пор. "Котел", требует просмотра): http://veslo.ru/2001/othet/ragusha.html
Шиверы р. Воложба несложны, в паводок имеют характер длинных перекатов в широком русле и похожи на Костринские пороги р. Сясь.Заброска автотранспортом из г. Бокситогорск.
р. Тихвинка (п) - крупный приток, не уступающий по водности р. Сясь.Часть старинной Тихвинской водной системы. Сохранились остатки шлюзов и плотин, в паводок это сливы высотой 0,5-1 м, представляющие интерес для спортивного сплава: http://ukhtoma.ru/volok11.htm Заброска на оз. Еглино автотранспортом со ст. Ефимовская, Пикалево.
р. Лынна (л) впадает в районе п. Колчаново в конце длинной мелководной шиверы на р. Сясь. Сплав возможен от ст. Куколь (20 км) или выше, от д. Славково (31 км). Перед впадением в р. Сясь в русле несложные перекаты-горки.