Река Большая Сатка - почему по ней не ходят.
А можно проплыть мимо Кремля на байдарке?
Сплав по рекам Большая Сатка и Ай. Регион: Южный Урал. Протяженность маршрута 230 км, из них по р. Бол. Сатка 88 км. Сезонность: апрель-май. Продолжительность: 01-14 мая 2023 г. Техническая сложность маршрута: 2 КС.
На Южном Урале есть много интересных крутопадающих рек, сплав по которым осуществляется редко, а лоции в обычных источниках не найти. Причины могут быть разные: на верхней Юрюзани — это г. Трёхгорный, верховья р. Бол. Инзер (порог Матаис) и его правых притоков расположены на территории Южно-уральского заповедника в районе, закрытом для посещения и т.д. По р. Бол. Сатка, достаточно полноводной в конце апреля и падающей на 450 м на протяжении 90 км можно найти только отрывочные описания прохождения верхней 12 - км шиверы и приустьевого участка от ГЭС «Пороги» до впадения в р. Ай.
01 мая 2023 г через кордон «Магнитский» въезжаем в Национальный парк «Зюраткуль». Разрешение на посещение Нац.парка можно получить на кордоне, как положено, заплатив за воздух. Но сейчас в 3 часа ночи шлагбаум поднят, в окнах вагончика света нет... По каменистой дороге едем дальше. В поселке Зюраткуль плотина озера-водохранилища с северной стороны покрыта мощными снежными надувами, оставшимися от зимы. Снег сошел совсем недавно, деревья голые, травы нет. Собираем лодку, здесь же узнаем от работников Нац.парка, что введен запрет на плавание по озеру Зюраткуль и ниже расположенным прудам в районе г. Сатка для любых судов из-за нереста до 15 июня, пока не отнерестится последний подлещик. Вот и причина низкой популярности реки. Явный перегиб , особенно для весельных лодок, но такая практика к сожалению, существует на многих водоемах Урала. Сплав по р. Бол. Сатка от плотины оз. Зюраткуль разрешен, но большая вода половодья уже ушла, хотя в горах ещё видны пятна снега, а тропы и дороги не просохли. Из-за наличия большого водоема в верховьях весенний подъем воды в реке не превышает 1 м, длится с середины до конца апреля, и при отсутствии дождей в мае сплав уже проблематичен. Река сильно мелеет и на первых 6 км может потребоваться проводка.
Уклон 5 м/км, в русле шириной 6-8 м мелкие перекаты и короткие мелкие плесы. На протяжении 2 км по правому берегу идет дорога, видны деревянные постройки. 2 правых притока существенно добавляют воды, а после впадения 3-го ручья (п) на 6 км от плотины после поворота реки на север начинается шивера.
Склоны поднимаются вверх, река сжимается между отрогами хребтов Зюраткуль и Уреньга, уклон русла увеличивается до 20-25 м/км. Сложность шиверы нарастает постепенно, сначала не превышает 2КС, река на прямых участках хорошо просматривается и линия движения определяется сходу.
Постепенно в русле увеличивается количество крупных камней, на поворотах появляются локальные прижимы и крутопадающие сливы-горки.
Сложный участок начинается ниже впадения ручья (л), несущего много песка и глины с автотрассы, проходящей высоко на склоне. Выше ограды маральей фермы в малую воду даже обнажается порог с тремя пологими полуметровыми сливами в месте выхода в русле сланцевой гряды, расположенными под прямым углом друг к другу и требующими характерного маневра. Мы его так и назвали — «Змейка» (кс- 2) и осмотрели уже после прохождения.
Крупная стальная сетка ограды маральей фермы пересекает полностью русло и на берегах продолжается деревянными заслонами из жердей. У правого берега можно провести судно, подняв нижний край сетки. В 100 м ниже подвесной пешеходный мост, за ним сложный прижим на левом повороте, после которого прижимы и сливы-горки следуют один за другим. В этом месте река течет вокруг хорошо заметной скалы в глубине правого берега высотой около 100 м (отм. 712 м), участок протяженностью 2 км, заканчивающийся ниже второй сетки маральей фермы, можно оценить 3 КС.
После поворота реки на запад шивера становится проще, появляются быстрые протоки, под мостом в п. Магнитский чистый пологий слив 0,5 м. За поселком высокая скорость течения, протоки, острова. Перед п. Мраморный река разбивается на множество проток, перекрытых завалами и бобровыми плотинами с перепадом 1 м и выше — обнос по левому берегу 150 м, не дожидаясь начала разбоев.
Обнос довольно трудоемкий из-за крутых берегов и густых кустов. Мы пошли через острова с глубокими промоинами и снесенными деревьями и не раз об этом пожалели - на протяжении всего участка плыть нельзя, только волок через завалы. Ниже п. Мраморный река собирается в одно русло и течет длинными перекатами, периодически приближаясь к отрогам правого берега, где есть хорошие места для стоянок. После поворота на север река пересекает мост автотрассы М-5, где следует закончит сплав. Сразу за мостом начинается пруд водозабора г. Сатка, сплав по которому запрещен. Ниже плотины пруда река теряет половину объема воды и неспешно течет до п. Бол. Запань. Спортивного интереса этот участок не представляет.
Саткинские пруды и участок ниже плотины следует объехать через г. Сатка и далее по левому берегу реки до о.п. 15 км жд Бердяуш-Сатка. Пассажирского сообщения сейчас по ней нет, ходят товарные поезда. Выше по течению реки от плотины городского пруда все подъезды к реке перекрыты постами магнезитового комбината. Лес по берегам отсутствует, отвалы породы по берегам высотой до 70 м, пыль, грохот, движение карьерной техники.
После оп.15 км река шириной 20-25 м петляет в широкой пойме, в русле мелкие перекаты. На правом берегу сходятся жд. ветки к ст. Бердяуш. Берега крутые, лесистые. Вода загрязнена промышленными стоками и очищается только после 4-км водохранилища ГЭС «Пороги», которое выполняет роль отстойника. Запрета на движение по воде здесь нет, нереститься уже некому.
Обнос плотины и здания ГЭС (л) 150 м, трудоемкий, в конце спуск 6 м по береговой скале на отмель, усыпанную глыбами шлака с острыми краями.
Ниже плотины прямая шивера 100 м с валами до 0,5 м, дальше короткие участки шивер по 100-150 м с крупными глыбами в русле на медленном течении.
Перед п. Постройки несильный прижим к скале (л) берега, место довольно живописное. Дальше до устья несложные перекаты, по берегам выходы скал.
Река Ай привлекательна береговыми пейзажами, крутыми лесистыми берегами и выходами скал, множеством пещер.
В пещерах доступна входная часть, дальше движению по многочисленным ходам препятствуют шкуродеры и уходящие вверх тесные камины, можно встретить и колодцы разной глубины.
От п. Межевой до с. Лаклы проводятся коммерческие сплавы на катамаранах группами по 20-60 человек, большинство береговых стоянок заняты.
Спортивного интереса сплав не представляет, на реке мелкие перекаты в широком русле, в районе скал сильный встречный ветер.
От с. Лаклы до с. Месягутово река петляет в широкой пойме, по правому берегу тянутся лесистые возвышенности, берега реки истоптаны скотом. В Месягутово можно сесть на рейсовый автобус до Уфы или Екатеринбурга.
Выводы:
— прохождение реки Сатка осложнено запретами на плавание по водохранилищам, действующими до 15 июня, а также охранной зоной магнезитового комбината в г. Сатка.
— спортивный участок верхнего течения от плотины оз. Зюраткуль до п. Магнитский включает шиверу длиной 12 км с участками до 3 КС, прохождение которой возможно во второй половине апреля. Участок шиверы находится на территории Нац. парка. Сплав можно продолжить до моста трассы М-5 (завалы, разбои, острова, высокая скорость течения).
-на участке от оп.15 км до ГЭС «Пороги» несложные перекаты в широком русле — 1 КС.
— от плотины ГЭС до устья короткий живописный участок с несложными шиверами 2 КС, доступными для сплава в начале мая.