Просмотру моего сайта мешает реклама?
На Mozilla Firefox в разделе Дополнения установите Adblock Plus.
Мысли людей великих, средних и деда Щукаря.
- Шли мы в июле по реке Пяндж, в самый паводок.
Ниже Рушана в ущелье валы 4 метра, расход 2000 кубов в секунду!
- На "Щуке"?!
-Какая "Щука", там ЛАС подавляет! * (Сказки деда Щукаря)
Обносы - признак мастерства! * (там же)
Старый Щукарь разболтался в сарае...
Из истории:
Впервые я увидел лодку "Щука" в 1998 г. Я искал надёжную лёгкую лодку для пеше-водных походов. За плечами был 30-летний опыт на "Салюте-5,2", походы на катамаранах, "Честерах," ЛГН-8 и даже на деревянном плоту (р. Вангыр - Косью). Моя первая "Щука-4"предназначалась для семейного сплава. Потом дети выросли, и я выбрал "Щуку-3" в режиме "соло". Когда научился в ней сидеть (после "Салюта 5,2"), опробовал лодку на пор. Ревун (р. Исеть, Ср. Урал) в малую воду (3-4 КС) и на пике паводка (5-6 КС) В межень сплав понравился, особенно на фоне плывущих рядом надувных матрасов и ПСН-ов. Скорость, высокая маневренность, устойчивость к ударам о камни, лёгкость в управлении. Недостатки проявились в паводок на "белой воде". Хоть и большой каяк, но мягкий. Жёсткие сбойки, косые бочки и пенные котлы - не её стихия. Вязнет в пене, приняв много воды на деку, теряет маневренность. Может сложиться в водопадном сливе, да и в мощной бочке. Пришлось доработать лодку и осваивать технику гребли. Лодка хорошо показала себя на реках Зап. Памира и Кавказа (в малую воду межсезонья пройдены верховья р. Пяндж, р. Ванч, Язгулём, Шева (Тангшев - п/п), правые притоки р.Андийское Койсу- р. Метлуда и Метрада от с. Мокок - также п\п), а также многие реки Урала и Карелии.
Для "белой воды" сделаны доработки. Удалены носовая и кормовая распорки, что существенно улучшило динамику. На озере при попутном ветре лодка с одним гребцом развивает скорость до 9 км/час. Средний дневной переход против течения - 30 км (р. Воньга, М. Уса). Центральные х-образные распорки изогнуты в форме упоров для ног. В них просверлены сквозные отверстия. Пришиты в местах фиксации (был случай пробоя дна вылетевшей распоркой на гладкой воде). П-образные распорки этого не требуют. Прочная обвязка потребовала усиления передней носовой петли. Усилена "закаяченность" носа и кормы. Загрузка гермомешков производится в кормовой отсек и под сиденье гребца. Носовая часть максимально облегчена. Лаги длиной до 3 м для мощной воды устанавливаются под декой вдоль чехлов баллонов. Увеличивают жесткость, повышают устойчивость на курсе и уменьшают рыскание, но снижают маневренность.
Лодка прослужила 12 лет, по 3-4 сплава ежегодно. Аварии, случавшиеся во время сплава:
- разрезы ткани деки в носовой части (еловые сучья в завале, дождевой паводок р. Иов - Лобва, Сев. Урал). Ремонт деки на месте.
- пробито дно из тезы трубкой х-образной распорки под средним сиденьем (выбита ногой - р. Нара, Подмосковье). Ремонт - наложение заплатки на месте.
- обрыв петли носовой чалки (обнос завала на р. Метлуда, Вост. Кавказ). Ремонт на месте.
- умеренный "винт" кормовой части лодки устранить так и не удалось, видимо, он вызван свойствами ткани. С ним я связываю некоторые досадные перевороты на водопадных сливах (р. Уксунйоки - 5-й падун, р. Кукказёрка Княжегубская - 2 вдп).
- разрыв чехла баллона на 3/4 длины лодки (начался в среднем отсеке в месте многолетнего истирания ткани, на следующий день постепенно распространился вдоль чехла. Разрыву предшествовало жёсткое извлечение лодки из-под завала на р. Волма, Валдай, в весенний паводок). Маршрут с повреждённым чехлом успешно пройден до конца. Ремонт - замена чехлов баллонов в мастерской М. Чернецкого:
Выпадение баллона сквозь разрыв чехла. Вид снаружи - плыть можно.
- к 12-му сезону произошло старение тезы, в большом количестве стали появляться царапины и пробои, покрытие в носовой и кормовой части лодки протёрлось до тканевой основы. Растянулись и потеряли герметичность швы деки, ткань утратила водостойкость. При прохождении водопада на р. Пукамонйоки (паводок, Сев. Приладожье) лодка за один проход набирала 6-8 л воды. Стала прорываться ткань деки в местах нагрузок на швы.
Лодка обладает хорошей живучестью. Большинство аварий можно устранить в походе, не прерывая маршрута. К самым неприятным можно отнести прокол и разрыв баллона. У меня за 15 сезонов сплава на "Щуке" этого не случалось. Перед началом сезона лодку стоит проверить - оставить в надутом состоянии на сутки. Можно проверить герметичность и устранить "винт", если он обусловлен перекрутом баллонов при вставке - повернуть концы баллонов внутри чехлов в сторону винта (сделать это лучше дома, а не в походе).
Когда новые чехлы баллонов были пришиты, исчезла "закаяченность" носа и кормы, то есть они стали смотреть вниз. Лодка после этого двигалась по прямой подобно "Тайменю", но к сожалению и в порогах она вела себя также, исчезла её уникальная маневренность. На Беломорской Шуе я убедился, что не могу её довернуть и просто не попадаю в сливы. Нос стал сильно зарываться в крутой вал, а не всходить на него. При "тюленьем" старте он совсем уходил под воду. Вывод: слабая закаяченность кормы и особенно носа допустимы на "гладкой" воде (пруд) и даже помогают удерживать курс, но совершенно неприемлемы для слаломной техники сплава. Для удержания лодки на курсе при максимальной загрузке лодки (Для Щ-3 это 3 человека+груз) эффективен руль. При меньшей загрузке я обхожусь более протяжёнными гребками и руль не использую.
Зимой 2013 г была сшита новая модель "Щука-3 - спорт". От классической модели её отличают более стройные обводы (изменена выкройка), сохранены х-образные распорки, служащие ножными упорами, их ширина (и ширина лодки) уменьшена на 5-10 см. На 5 см увеличен диаметр чехлов баллонов (и высота борта).Усилены носовая и кормовая петли, носовой фал только пропущен через петлю, а крепится к внешней обвязке, иначе при движении волоком деформируется носовая часть. Поясничный и бедренные упоры пошиты из толстой стропы и крепятся к распоркам и деке лодки. Их длина регулируется. Закаячивание носовой и кормовой части усилено дополнительными вытачками на деке и чехлах баллонов.
Новая "Щука" показала хорошие ходовые качества на "гладкой" воде (Сегозерское вдхр.) и устойчивость в мощной паводковой струе (пор. Тушели, Верх. Каливо). Теза сильнее повреждается на камнях (потёртости, царапины), пробивается в местах застревания мелких камешков между днищем и чехлом баллона.
Обвязка лодки - важный элемент безопасности. Верёвка, пропущенная сквозь петли на деке, помогает удержаться за лодку в случае переворота, облегчает проводку на каменистых мелководьях и высадку на крутой берег. Для обвязки используется верёвка длиной около 12 м, диаметром 7-9 мм (можно и больше, но это увеличит вес). Слишком тонкая верёвка режет руки даже сквозь перчатки, за неё трудно держаться в случае переворота. Чтобы верёвка была заметной под водой или в сумерках, она должна быть светлой и по цвету отличаться от деки. Стропа, которую также используют в качестве обвязки, сильно режет руки. Это особенно чувствуется в конце дня после проводки вверх по каменистой реке. На уровне переднего и заднего сидений на петлях деки вяжутся фиксирующие узлы, которые обеспечивают натяжение обвязки и равномерное распределение нагрузки. Увеличение "закаяченности" носа и кормы при тугом затягивании обвязки носит временный характер. Верёвка при намокании быстро растягивается. При необходимости усилить закаяченность можно путём специальных вытачек на деке. К обвязке также вяжется носовой и (при необходимости) кормовой фал.
Петли, пришитые на носу и корме, остаются свободными и в обвязку не входят. В существующей конструкции лодки они носят скорее декоративный характер. Стропа быстро истирается фалом, крепость нитей часто недостаточна (у меня были случаи отрыва носовой петли). Самое главное, при большой нагрузке, (например, когда вы пытаетесь вытащить загруженную и частично наполненную водой лодку на берег за носовую петлю) выворачивается теза носового клапана, носовая часть лодки под ручкой деформируется и как бы сминается. Для исправления этого дефекта придётся сдувать лодку. Поэтому при проводке вверх по течению, преодолении высокого завала и в других случаях, когда необходимо удерживать лодку, кроме специальных ручек по бокам деки удобно использовать обвязку.
В случае переворота покинуть лодку очень легко. Следует, держась за обвязку, перебраться к верхнему по течению концу лодки и толкать её к берегу со стороны струи. Чем круче к берегу вы заведёте верхний конец лодки. тем сильнее течение будет прижимать её к берегу. Не следует пытаться встать на мелководье между берегом и лодкой. Течение развернёт её поперек струи. Удержать лодку не удастся и вы продолжите плавание.
Где купить?
ЛОДКИ ДЛЯ СПЛАВА, РЫБАЛКИ И ОХОТЫ.
Надувная лодка "Щука", лодка "Налим", катамараны от изготовителя. Вёсла. спасжилеты и другое водное снаряжение:
Ссылка: http://stalker.lib.ru/
Походы: