походы 2015 г.
Г. Пакин: gpsigma@yandex.ru
Ещё не пройденным дорогам посвящается...
Май - Карелия, Сев. Приладожье: р. Уксунйоки - в поисках 6-го падуна.
На Ууксе есть ещё 6-й падун - где-то в верховьях.
Сказки деда Щукаря.
Уксунйоки - своеобразная река Сев. Приладожья. В первую очередь, она известна 5-ю падунами нижнего течения. В период весеннего паводка с конца апреля там трудно найти свободное место для палатки. В среднем течении это обычная карельская река, где несложные шиверы и пороги сочетаются с большими озёрами и длинными плёсами. После озёр течёт среди болот, хороших стоянок почти нет. Много завалов из елового леса. Немного скучновата для спортивного сплава, хотя лесистые берега и невысокие сельги довольно красивы. Отдельно на Ууксу ходят редко, чаще включают участок нижнего течения как завершающий этап похода по рекам Сев. Приладожья.
Участок среднего течения от п. Райконкоски до моста автотрассы Р-21 обычно стремятся пройти быстрее, чтобы застать воду на падунах. И хорошо, если на озёрах нет льда в начале мая. Все, кто приезжает в Райконкоски, в большую воду обращают внимание на бурную шиверу под мостом автомобильной дороги (пор. Мостовой-1). Протяжённостью около 1400 м, она начинается от жд. моста и заканчивается у окраины посёлка. Локальные сливы среди больших валунов в паводок сливающиются в один водоскат, бочки, пульсирующие валы до 1 м на пике паводка и габаритный непроход по высоте под мостом. Выше на 2 км есть ещё 3 порога (Перттикоски, Пиени-Каллиокоски) и цепочка мелких озёр, соединённых короткими протоками. В одной из них, по рассказам старых туристов, есть серьёзный падун (6-й на реке).
Проблема в том, что левый приток, впадающий ниже п. Райконкоски в районе озёр, тоже называется Уксунйоки. На нём есть участок с существенным падением.
1. - На левом притоке Уксунйоки ниже п. Райконкоски:
Ссылка: http://www.tag.spb.ru/tourism/falls/waterfall.html
" В старых отчетах по популярной реке Уксунйоки упоминается левый приток, впадающий сразу после последнего из озер в верховьях реки. В источниках приток называют рекой Картайоки, но обнаружить такое название на карте (простите за каламбур!) не удалось. В отчетах упоминается высокий непроходимый для средств сплава водопад на "Картайоки", и даже рекомендуется весной, когда на озерах верхней Уксунйоки стоит лед, начинать сплав именно по притоку!"
Всё верно. Ниже места пересечения ЛЭП с левой составляющей р. Уксунйоки начинается сложная протяженная шивера в узком русле, длиной с перерывами более 1 км. Выше моста лесовозной дороги , которая отходит от трассы А-131, есть скальное сужение со сливом высотой 1м (КС-3).
Приток очень маловодный, несмотря на большую длину, шивера проходима только на пике паводка.
Для заброски на неё лучше всего использовать автотрассу А-131, от неё по ЛЭП до реки 1 км, есть плохая дорога (непроезжая). Выходить с реки снова на автотрассу ниже песчаного карьера (100 м). Выше на реке болотистые берега, перед шиверой течёт на протяжении 1 км вдоль линии ЛЭП, которую недавно расширили. Весь лес был свален в реку, образовались протяженные завалы. Ниже шиверы река за песчаным карьером медленно течёт в глухом еловом лесу сквозь многочисленные завалы до впадения в озеро Картаярви. Сквозное прохождение реки от жд дороги очень трудоёмко и малоинтересно, рекомендовать его не стоит.
2. - Выше п. Райконкоски, начиная от истоков:
Падун верхнего течения. Фото:http://www.panoramio.com/photo/68343606?source=wapi&referrer=kh.google.com
Препятствия есть и на (Л) притоке - р. Муаннонйоки, впадающем выше п. Райконкоски:
Вот уже намечается интересный маршрут по веховьям р. Уксун, продолжительностью 3-4 дня и последующим сплавом до ст. Ууксу. Дорогостоящей заброски можно избежать, если воспользоваться рейсовым автобусом Петрозаводск-Сортавала через Суоярви (13-45 ежедн. от автовокзала г. Петрозаводск) и подниматься вверх по системе озёр от п. Райконкоски. Уровень воды - средний паводок (на спаде) - после 10 мая. В начале мая на озёрах часто стоит лёд. Тропы ещё под снегом.
Приведу описание прохождения верхнего участка р. Уксунйоки выще п. Райконкоски. В нём упоминается 6-й падун "Мельница", который хорошо известен местным жителям. Подъехать к нему можно на автомобиле, свернув на хорошую лесовозную дорогу направо на 22 км с автодороги Райконкоски-Толвоярви.
Ссылка:http://www.vvv.ru/papers/textview.php3?paper=196
" Место нашей высадки находится приблизительно на 20 км севернее п. Райконкоски на проселочной дороге у моста через реку. В течение дня по проселочной дороге проехало несколько машин с местными жителями (рыбаками, охотниками), настроенными достаточно дружелюбно. Сразу за мостом быстрое течение, небольшие шиверы, к тому же речка сильно виляет и шириной не более 7 метров. Посреди реки попадаются затопленные островки с большими кустами и бревнами. Еще через метров 300 мы чуть - было не врезались в бетонные плиты заброшенной мельницы (на карте никак не обозначена, ориентиров практически нет, шума воды не слышно, т.к. перед мельницей 200 - метровая шивера, с воды видны небольшие бетонные плиты с лежащими на них бревнами). Сразу за мельницей мощный водоскат (!) длиной около 100 метров и перепадом высот около 20 метров, обнос (П). Дальше река впадает в маленькое озеро. Плывем в основном по череде плесов. При переходе из одного плеса в другой река сильно сужается и появляются быстротоки. Подплыли к огромному затору из сплавляемых бревен длиной около 150 метров (на изгибе реки). Перед завалом сильное течение и шиверы. Поэтому надо заранее посмотреть место для зачаливания у самого затора, выйдя на берег до начала шивер (ориентиров нет). Обнос лучше проводить по левому берегу (в этом месте река как раз поворачивает налево).
Дальше река все также представляет собой череду плесов, иногда сужаясь и набирая скорость. Местами попадаются небольшие шиверы. Попадаем на очередной затор из бревен. Однако здесь река разлилась достаточно широко и удается протащить катамараны через несколько бревен между деревьев вдоль левого берега. На прохождение этого препятствия потребовалось 55 минут. Метров через 300 реку перегородили несколько поваленных деревьев, но перетащить через них наши судна было не очень сложно.
В 1520 добираемся до старого полуразвалившегося бревенчатого моста. Обнеся катамараны, справа от моста (обнос около 30 метров) останавливаемся на обед.
К 1810 доплываем до большого озера. Озеро длиной около 1 – 1,5 км вскрылось ото льда только наполовину (его северная часть).
До 13 часов плыли преимущественно по спокойной воде (небольшие озера и плесы). В 1320 проплыли мимо бетонных плит (возможно основание заброшенного моста). В этом месте река сужается и появляется быстрое течение. Метров через 200 очередной завал (возможно на месте порога) при впадении справа небольшой речушки (из-за завала и густого леса ее можно увидеть, лишь выйдя на правый берег). Обследовав оба берега, принимаем решение обноситься по левому берегу. Берега здесь крутые, холмистые и густо заросшие, поэтому перенос катамаранов отнял уйму сил и времени.
Примерно через 300 метров - первый порог на небольшом изгибе реки влево. Сложности для прохождения на катамаранах порог не представляет. Просмотра не требует, из–за большой воды торчащих камней нет. Стоит лишь учесть изгиб реки, однако, струя все равно выносит куда надо.
Через 400 метров после порога опять завал, правда несравнимый с предыдущим. Его мы проходим по правому берегу менее чем за час. Длина завала около 100 метров. Сразу после него быстрое течение и небольшой порожек. Через 5 минут сплава видно вышку лесопилки. Проплыв по течению еще около километра, попадаем в Райконкоски. Чалимся к левому берегу перед железнодорожным мостом, сразу за ним порог требующий просмотра (Мостовой-1).
Порог достаточно длинный (около 1,5 – 2 км, вместе с выходной шиверой) и проходит через весь поселок. На всей его длине мощное течение и валы. Сложность (опасность) прохождения заключается в очень низком автомобильном мосте (метров через 150 после ж/д моста) и вале под ним. Проплывая под мостом обязательно надо пригибаться. Сразу за мостом косая бочка, валы около 1 метра и река резко поворачивает направо (здесь хорошее место для страховки с берега, страховку с воды организовать очень сложно (негде зачалиться)."
3. На левом притоке р. Муаннонйоки:
Ссылка: http://lib.ru/TURIZM/uuksa2.txt
" р. Муаннонйоки и верхний участок р. Уксунйоки от р. Муаннонйоки до ст. Райконкоски содержит несколько интересных порогов и шивер. На р. Муаннонйоки есть большой многолетний завал в начале порожистого участка. На отдельных участках в русле встречаются свежие упавшие деревья. Ширина реки не больше 6--10 метров. На реке есть длинная извилистая, крутопадающая шивера "Снежная". При впадении реки Муаннонйоки Уксунъйоки представляет собой вытянутое вялотекущее озеро с красивыми берегами, поросшими сосной. На реке Уксунйоки до ст. Райконкоски пороги короткие, разделенные озеровидными плесами с остатками лесосплава. Есть несколько многолетних завалов из топляка. Они, как правило, находятся в начале заваленных бревнами порогов. Под мостом железной дороги у ст. Райконкоски начинается довольно сложный порог на уровне 4 КС с длинной выходной шиверой. Порог осложнен застрявшими в камнях бревнами. Расположен он полностью в черте поселка (Мостовой-1).
Подходы:
От станции Райконкоски на восток вдоль железной дороги около 700 метров до моста через Уксунйоки. Перешли на левый (по течению) берег реки и стали подниматься к верховьям реки по тропе, идущей вдоль берега. Время отсчитывается от момента пересечения железнодорожного моста через реку. Через 20-25 минут - развилка: пошли по левой тропе. 35 минут от моста-перешли ручей. 1 час 20 минут перешли второй ручей. 1 час 40 минут - развилка-пошли по правой тропе (левая тропа через 1 км выходит к реке у пор 2). 1 час 47 минут сошли с основной дороги на тропу, идущую влево. 1 час 57 минут дошли до реки Муаннонйоки у большого завала. У завала собрались. От завала против течения до озера Ала-Сулкиоярви 2 км спокойной воды (по сведениям местных рыбаков). Длина пешей части составила около 10 км."
Лоция: Пр1 - перекат, начинается от завала(L=200 метров, перепад около 1 метра). Далее плес 20 минут. Пр2 - шивера"СНЕЖНАЯ", L=400 метров, перепад около 8 метров. Через 100 м после ее начала дерево в сливе. Ночевка на правом берегу после дерева в сливе. Шивера узкая с выраженной струей, змейкой идущая вниз. Далее 10 минут плеса и завал. Пр3-5-шиверы, разделенные плесами по 100-200 м. Две из них с заметным уклоном и перепадом около 2 м. Через 10 минут впали в р. Уксунйоки (Уксунйоки-узкое озеро с красивыми берегами, поросшими сосняком). 20 минут хода до выхода из озера. Пр6-шивера. Начинается после стальной трубы (остатки старого моста). Далее два завала, разделенных небольшим плесом (второй на месте переката). Завалы очень солидные. Пр7-шивера-порог в небольшом скальном коридорчике. L=100м. Далее завал. Пр8-Шивера L=100м. Отсюда видна вышка лесобиржи. Через 10 минут хода мост железной дороги. Пр9-"МОСТОВОЙ-1", L= 1-1. 2 км(вместе с выходной шиверой). Перепад около10-15 метров, много камней. Есть застрявшие в камнях бревна у берегов. Порог начинается под железнодорожным мостом, проходит под шоссейным мостом и заканчивается под пешеходным мостом.
Ссылка:http://www.afanas.ru/myreport/uuksa/uuksa.htm
" ПЕРВОЕ, что нужно решить - стоит ли идти порог Райконкоски (Мостовой-1). Ключевое место находится в самом начале порога и в случае киля придется плыть длинную мощную шиверу на потеху всему поселку. Если колеблетесь - сходите назад по путям до моста, перейдите по нему на ЛБ и спуститесь до первого дома (от моста - метров 70). Посмотрите и умножьте трудность в уме на два. С берега все просто, но вода ЖЕСТКАЯ. По моему личному впечатлению порог не легче "Храмины" (Падун-4), во всяком случае Храмину мы прошли легко, носом и без видимых попыток реки нас накренить, а Райконкоски внес нас во вторую свою бочку полулагом и слегка тряханул. Но груженый "Егерь" так просто не киляется - и мы как ни в чем не бывало поплыли дальше - спасать кильнувшуюся полминутою раньше "Ласточку-11".
На восток по путям до железнодорожного моста через реку, перейти через нее, спуститься с насыпи налево в лес, там есть тропинка (весь поселок - справа от насыпи). По тропинке метров сто - и справа от тропы в лесу появляются холмы для установки лагеря, а слева, у реки, кончается околомостовое болотце и можно спускать суда нормально.Мы поставили палатки (на холмах ) и спокойно доспали. Несмотря на протоптанность тропы и близость поселка за все время стапеля и отплытия мы никого поблизости от лагеря не видели. Дров куча. Сухо. От станции до стоянки мы прошли 800-900 метров.
пор "Райконкоски"(Мостовой-1) - начинается под ж/д мостом мощной шиверой, после локального изгиба налево напротив дома - ключевое место с двумя бочками (просмотреть это место полезно заранее, а дальше можно не смотреть), далее до автомоста - мощная шивера, после автомоста и до пешеходного моста - мелкая шивера с островом вначале. Из-под автомоста следует выскакивать правее и огибать остров справа - там глубже. Шиверы везде можно идти по струе - проходы чистые."
Ссылка:
Дневник похода:
Уксунйоки - Видлица май 2015 Дневник похода